Вопросы к Юристу

Комментарии к закону о стандартизации

Проанализирован новый Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», рассмотрены основные нововведения, дана оценка его содержательной части.

Текст научной работы на тему «Новый закон о стандартизации: миф или реальность?»

НОВЫЙ ЗАКОН О СТАНДАРТИЗАЦИИ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

Л. Д. Евстигнеева Научный руководитель - С. С. Ивасев

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Проанализирован новый Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», рассмотрены основные нововведения, дана оценка его содержательной части.

Ключевые слова: закон, национальная стандартизация, стандарты, техническое регулирование. THE NEW LAW ON STANDARDISATION: MYTH OR REALITY?

L. D. Evstigneeva Scientific Supervisor - S. S. Ivasev

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: [email protected]

The article analyzes the new Federal law of June 29, 2015 No. 162-FZ «On standardization in Russian Federation», considered major innovations, assessment is made of its content.

Keywords: the law, national standardization, standards, technical regulation.

Стандартизация - неотъемлемый инструмент обеспечения качества продукции, работ и услуг, она является важным аспектом многогранной коммерческой деятельности.

Стандартизация - деятельность по разработке, утверждению, изменению (актуализации), отмене, опубликованию и применению документов по стандартизации и иная деятельность, направленная на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации .

Законодательство Российской Федерации относит стандартизацию к ключевым факторам, влияющим на модернизацию, технологическое и социально-экономическое развитие России. Внедрение в производство новейших решений производится с помощью внедрения стандартов .

В ракетно-космической промышленности, в целях совершенствования данной системы необходимо определить в качестве приоритетных направлений деятельности обеспечение разработки, производства, испытаний, поставки, модернизации, реализации, сопровождения эксплуатации, гарантийного и сервисного обслуживания, ремонта ракетно-космической техники военного, двойного, научного и социально-экономического назначения в интересах государственных и иных заказчиков, включая иностранных, и оказание услуг в области космической деятельности, а также проведение единой технической политики при создании современной космической техники и оптимизации ее номенклатуры . В соответствии с этим, становится ясно, что для реализации данной цели необходима качественная база по стандартизации, поскольку она направлена на оптимизацию и унификацию номенклатуры продукции, внедрение передовых технологий, достижение и поддержание технологического лидерства, всего этого можно достичь имея качественный регулятор - закон о стандартизации.

Сложившаяся национальная система стандартизации в рамках Федерального закона «О техническом регулировании» не отвечает современным экономическим условиям, не позволяет решать широкий круг государственных и социально-экономических задач, преодоления технологического отставания, модернизации российской экономики в целях повышения конкурентоспособности российской продукции .

Секция «Метрология, стандартизация и сертификация»

Важным решением стало вновь вынести стандартизацию как отдельную самостоятельную сферу деятельности, таким образом, был принят новый Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» основные положения которого начнут действовать с 1 июля 2016 г. Попробуем разобраться, что нового он привнесет и стоит ли ждать улучшений в данной области.

Закон разработан в целях совершенствования государственного регулирования в сфере стандартизации. Он формирует базовые цели, принципы стандартизации, в том числе в сфере обороны и безопасности государства, устанавливает правовой статус национальной системы стандартизации и ее участников, определяет документы по стандартизации, полномочия национального органа Российской Федерации по стандартизации и другие вопросы, касающиеся обеспечения деятельности в сфере стандартизации в рамках национальной системы стандартизации, отвечающей наилучшей международной практике и международным соглашениям в данной сфере.

В целях исключения дублирования (пересечения) областей применения Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» из сферы технического регулирования исключены вопросы разработки и принятия стандартов национальной системы стандартизации, а вопросы применения стандартов в сфере технического регулирования (применение на добровольной основе стандартов в целях обеспечения выполнения требований технических регламентов) оставлены в предметной области Федерального закона «О техническом регулировании».

Новый закон увязан с основными направлениями стандартизации, реализация которых предусмотрена Концепцией 2012 г .

Из нововведения можно отметить п. 3 ст. 26: «Применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации». Очень интересно, как будет работать на самом деле этот пункт закона, потому что сейчас обязательные требования прописаны в технических регламентах и в основном они связаны с безопасностью продукции, стандарты, в свою очередь, являются добровольного применения. Если продукция или услуга подлежит обязательному подтверждению соответствия (обязательной сертификации), то также к ней предъявляются требования по безопасности, то есть проверяется соответствие обязательным требованиям, а не всему стандарту. Подтвердить требования национального сандарта обязан лишь производитель (продавец) прошедший добровольную сертификацию на соответствие конкртетному национальному стандарту. Поэтому, чтобы ввести ответственность по п. 3 ст. 26 нового закона, необходимо внести поправки в существующие формы подтверждения соответствия.

Также законом введено новое понятие «Основополагающий национальный стандарт» (п. 8 ст. 2) и преобрело более яркий смысл понятие «Предварительный национальный стандарт (п. 10 ст. 2).

Хочется добавить по п. 5 гл. 7 ст. 30, что «Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации безвозмездно предоставляет документы и копии документов, которые указаны в части 3 статьи 29 настоящего Федерального закона (в электронной форме и (или) на бумажном носителе), по запросам органов государственной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» или суда, а также по запросам других лиц за плату, размер которой устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации.», но, к сожалению, в списке организаций, имеющих право на безвозмездное получение документов по стандартизации, нет предприятий оборонно-промышленного комплекса, выполняющих заказы Министерства обороны РФ или выпускающих изделия стратегического назначения для страны. Получается, что с данных организаций государство (зачастую выступающее заказчиком данных изделий) взимает плату за то, чтобы данные изделия соответствовали национальным стандартам.

В общем виде, в новом законе установлены:

- организационные и правовые основы национальной системы стандартизации, урегулированы отношения, возникающие при разработке, принятии, внесении изменений, отмене и применении документов по стандартизации,

- определены основные понятия, цели и принципы стандартизации, сфера регулирования, основные направления государственной политики в сфере стандартизации, виды документов по стандартизации, требования к ним, порядок их разработки и правила применения,

- процедура создания технических комитетов по стандартизации, порядок разработки и утверждения национальных стандартов и предварительных национальных стандартов.

Предусматривается проведение публичных обсуждений проектов национальных стандартов с правом участия в них всех заинтересованных лиц, обязанность Росстандарта размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» перечни национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в размещенных нормативных правовых актах .

В настоящей статье мы рассмотрели новый Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». В результате проведенной оценки хотелось бы отметить следующее: насколько хорошо будет закон работать, как это изначально запланировано разработчиками - покажет только время и в большей степени это зависит от того, как его понимают и воспринимают те лица (физические и юридические), на которых он направлен, все предпосылки для этого в новом законе есть.

1. О стандартизации в Российской Федерации : федер. закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Законы России: опыт, анализ, практика // Правовые аспекты реализации института стандартизации в деятельности саморегулируемых организаций : журн. 2015. № 7.

3. О системе управления ракетно-космической отраслью : Указ Президента РФ от 02.12.2013 № 874. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. О стандартизации в Российской Федерации : Комментарий к Федеральному закону от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

«Комментарий к Федеральному закону «О техническом регулировании» (постатейный) (2-е издание, переработанное и дополненное) (Гусева Т.А., Чапкевич Л.Е.) («Юстицинформ», 2006)

Историю принятия Закона и его содержание следует рассматривать в двух аспектах. Внутренний аспект — отказ от нормирования со стороны министерств и ведомств с целью облегчения деловой активности и снижения издержек.

ВТО призывает следовать международным стандартам для устранения технических барьеров. Разработка Закона осуществлялась также в целях устранения необоснованных технических и административных препятствий в развитии предпринимательства, снижения бремени обязательной сертификации, прекращения хозрасчетной деятельности надзорных органов, упорядочения разработки обязательных технических норм.

Государственная политика российской федерации в сфере стандартизации

Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации: 1) осуществляет подготовку предложений о формировании государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации и представляет их в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации, 2) реализует государственную политику Российской Федерации в сфере стандартизации, 3) разрабатывает и утверждает программы по стандартизации, а также вносит в них изменения, 4) организует работы по стандартизации в национальной системе стандартизации, международной стандартизации и региональной стандартизации, а также по межгосударственной стандартизации, 5) организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом”, иных государственных корпораций, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, совещательных органов по стандартизации в части разработки документов национальной системы стандартизации и осуществляет организационное и методическое руководство в этой сфере, 6) организует проведение научных исследований в области стандартизации с привлечением в установленном порядке научных организаций, в том числе осуществляющих деятельность в сфере стандартизации, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, 7) организует формирование, ведение и опубликование перечня национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах, 8) утверждает правила достижения консенсуса при разработке национальных стандартов, 9) устанавливает порядок проведения работ по стандартизации, определяет формы и методы взаимодействия участников работ по стандартизации, включая порядок учета предложений о разработке национальных стандартов, предварительных национальных стандартов, 10) определяет порядок проведения экспертизы проектов документов национальной системы стандартизации, 11) организует разработку документов национальной системы стандартизации, 12) утверждает, изменяет (актуализирует), отменяет документы национальной системы стандартизации, устанавливает дату введения их в действие, а также разрабатывает и регистрирует основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации, устанавливает дату введения их в действие, 13) вводит в действие межгосударственные стандарты, отменяет действие межгосударственных стандартов и приостанавливает действие межгосударственных стандартов, 14) регистрирует в Федеральном информационном фонде стандартов документы национальной системы стандартизации, своды правил, международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, 15) организует официальное опубликование документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов, 16) организует издание и распространение документов национальной системы стандартизации, общероссийских классификаторов, международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, документов международных организаций по стандартизации и региональных организаций по стандартизации, а также организует размещение в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” сведений о размере платы за их предоставление и порядка их распространения, 17) организует проведение работ по оценке соответствия документов национальной системы стандартизации современному уровню научно-технического развития, а также по внесению в них изменений (актуализации) или их отмене с учетом результата таких работ, 18) утверждает изображение и описание знака национальной системы стандартизации, 19) организует размещение в свободном доступе на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” информации о продукции с маркировкой знаком национальной системы стандартизации, 20) заключает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации межведомственного характера в установленной сфере деятельности, в том числе по информационному обмену, применению и распространению международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, иных документов по стандартизации иностранных государств на территории Российской Федерации, 21) представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях по стандартизации, 22) определяет порядок и условия применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств, 23) определяет с учетом потребностей экономики необходимость разработки национальных стандартов на основе международных стандартов, региональных стандартов, стандартов иностранных государств, 24) организует формирование и ведение Федерального информационного фонда стандартов, 25) принимает решения о создании и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, определяет порядок внесения изменений в решение о создании технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает положения о технических комитетах по стандартизации, о проектных технических комитетах по стандартизации, устанавливает форму заявки на участие в техническом комитете по стандартизации, утверждает форму уведомления о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации, формирует составы технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, устанавливает порядок создания, деятельности и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает типовое положение о техническом комитете по стандартизации, 26) формирует комиссию по апелляциям, утверждает положение о комиссии по апелляциям и ее состав, 27) осуществляет методическое руководство деятельностью технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, координацию их деятельности, контроль за их работой, мониторинг и оценку эффективности деятельности указанных технических комитетов, организует их участие в разработке международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов и других документов по стандартизации, 28) дает официальные разъяснения заинтересованным лицам по применению документов национальной системы стандартизации, 29) организует подготовку кадров и дополнительное профессиональное образование в сфере стандартизации, 30) обеспечивает научную и методическую поддержку проведения работ по стандартизации, 31) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

162 ФЗ – О стандартизации в Российской Федерации

По Федеральному Закону о стандартизации, задачи следующие: использовать передовые технологии для поддержания и развития инновационных секторов экономики, повышать уровень безопасности, жизни и здоровья людей, сохранять и поддерживать безопасность окружающей среды, животных, растений, сохранять безопасность имущества юридических и физических лиц, сохранять в безопасности имущество государства и муниципалитетов, создавать условия для развития системы жизнеобеспечения граждан при наличии чрезвычайных ситуаций, оптимизировать номенклатуру продукции, предоставить ее совместимость и взаимозаменяемость, оптимизировать затраты на эксплуатацию и утилизацию, при закупке товаров, работ или услуг обязательно использовать систему стандартизации, предоставлять единство измерений, не осуществлять действий, приводящих потребителей в заблуждение, рационально использовать ресурсы, внедрить применение международных и региональных стандартов.

Новый закон о стандартизации — движущая сила развития промышленности

Усилиями Росстандарта, его структур, РСПП, некоторых отраслевых бизнес-объединений и экспертного сообщества такой свод был разработан. Новый закон о стандартизации создан не только для решения государственных вопросов, но в первую очередь для развития экономики.

Согласно аналитическим расчетам специалистов Всероссийского научно-исследовательского института сертификации, стандартизация дает до 0,9 % ВВП.

«Стандартизация призвана обслуживать бизнес и помогать ему»

— говорит специалист Мурманского ЦСМ. Согласно новому правовому акту, стандарты по-прежнему остались добровольными.

У вас отключен JavaScript.

Но Россия и тогда, и сейчас, после принятия нового закона, к таким изменениям не готова, и государство по-прежнему играет в этой области первую скрипку.

Об этом хорошо сказано в статье А.

Гевардовского «Двенадцать лет спустя», опубликованной в журнале «Арматуростроение» № 5 за 2015 г. Основные неточности, противоречия принятого закона автором этой статьи достаточно хорошо освещены, но хочется дать некоторые комментарии, связанные с практической деятельностью по разработке и применению стандартов.

Закон «О стандартизации» — важный элемент промышленной политики

Открывая заседание, Алексей Абрамов начал с известных тенденций в экономике, которые привели к спаду промышленного производства: за год эта цифра составит около 3%, но есть и положительные тенденции, отметил глава ведомства, назвав позитивным сдвиг в правовом регулировании сферы деятельности Росстандарта после принятия закона о стандартизации в России. В частности, одной из форм активности применения 162-ФЗ Алесей Абрамов видит практику использования нормы закона, позволяющей ссылаться в нормативно-правовых актах на современные стандарты национальной системы.

И в первую очередь в Росстандарте видят рост применения этой нормы в закупочной деятельности при реализации 44-ФЗ и 223-ФЗ.

«По итогам года мы должны выборочно посмотреть отдельные закупки на предмет использования или неиспользования стандартов»

, — заявил руководитель Росстандарта Алексей Абрамов.

162 ФЗ — О стандартизации в Российской Федерации

По Федеральному Закону о стандартизации, задачи следующие: использовать передовые технологии для поддержания и развития инновационных секторов экономики, повышать уровень безопасности, жизни и здоровья людей, сохранять и поддерживать безопасность окружающей среды, животных, растений, сохранять безопасность имущества юридических и физических лиц, сохранять в безопасности имущество государства и муниципалитетов, создавать условия для развития системы жизнеобеспечения граждан при наличии чрезвычайных ситуаций, оптимизировать номенклатуру продукции, предоставить ее совместимость и взаимозаменяемость, оптимизировать затраты на эксплуатацию и утилизацию, при закупке товаров, работ или услуг обязательно использовать систему стандартизации, предоставлять единство измерений, не осуществлять действий, приводящих потребителей в заблуждение, рационально использовать ресурсы, внедрить применение международных и региональных стандартов.

Закон о стандартизации

По Федеральному Закону о стандартизации, задачи следующие: использовать передовые технологии для поддержания и развития инновационных секторов экономики, повышать уровень безопасности, жизни и здоровья людей, сохранять и поддерживать безопасность окружающей среды, животных, растений, сохранять безопасность имущества юридических и физических лиц, сохранять в безопасности имущество государства и муниципалитетов, создавать условия для развития системы жизнеобеспечения граждан при наличии чрезвычайных ситуаций, оптимизировать номенклатуру продукции, предоставить ее совместимость и взаимозаменяемость, оптимизировать затраты на эксплуатацию и утилизацию, при закупке товаров, работ или услуг обязательно использовать систему стандартизации, предоставлять единство измерений, не осуществлять действий, приводящих потребителей в заблуждение, рационально использовать ресурсы, внедрить применение международных и региональных стандартов.

Комментарий к Федеральному закону от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (постатейный)

Их применение было недостаточно эффективно и не всегда соответствовало современным и перспективным требованиям экономического развития и международным подходам. Принятые ранее технические нормы оказывали неоправданное административное воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов.

В предыдущий период федеральные органы исполнительной власти наделялись излишней самостоятельностью в установлении обязательных требований и осуществлении контроля за их выполнением.

Смотрите видео: Стандарты медицинской помощи (August 2019).