Вопросы к Юристу

Договор мены по программе переселения из аварийного жилья

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.,

членов Президиума: Амосова С.М., Андреевой Т.К., Бациева В.В., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Горячевой Ю.Ю., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Завьяловой Т.В., Козловой О.А., Куликовой В.Б., Маковской А.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Юхнея М.Ф.

рассмотрел заявление Департамента управления имуществом городского округа Самара о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Самарской области от 02.12.2009 по делу N А55-22713/2009, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.08.2010 по тому же делу.

В заседании приняли участие представители:

от Департамента управления имуществом городского округа Самара (заявителя) - Шамилина Е.Ю.,

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Зарифов И.Р.

Заслушав и обсудив доклад судьи Горячевой Ю.Ю., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области (в настоящее время - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, далее - регистрационная служба) от 04.08.2009 N 01/157/2009-744 в государственной регистрации договора мены квартир и обязании зарегистрировать этот договор.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена гражданка Исайкина А.А.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.12.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 10.08.2010 упомянутые судебные акты оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре названных судебных актов в порядке надзора департамент просит их отменить, ссылаясь на нарушение арбитражными судами единообразия в толковании и применении норм материального права, а также на нарушение гарантированных прав и законных интересов неопределенного круга лиц - жителей города Самары.

В отзыве на заявление регистрационная служба просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.

Муниципальное образование городской округ Самара (далее - муниципальное образование) в лице департамента и гражданка Исайкина А.А. заключили договор мены жилыми помещениями от 23.06.2009 (далее - договор мены), по условиям которого принадлежащая муниципальному образованию на праве собственности однокомнатная квартира N 159 общей площадью 37,2 кв. метра, расположенная по адресу: г. Самара, Кировский р-н, Ташкентский пер., д. 43, рыночной стоимостью 2125500 рублей согласно отчету об оценке, передается в собственность гражданке Исайкиной А.А., а принадлежащая ей на праве собственности однокомнатная квартира N 12 общей площадью 21,8 кв. метра, расположенная по адресу: г. Самара, Самарский р-н, ул. Льва Толстого, д. 83, передается в собственность муниципального образования.

В договоре мены указано, что он заключен во исполнение постановления Самарской городской Думы от 24.04.2003 N 232 "Об утверждении целевой программы городского округа Самара "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в городском округе Самара на 2003-2010 годы" и постановления главы городского округа Самара от 20.12.2007 N 1175 "О предоставлении гражданке Исайкиной Анне Александровне жилого помещения (квартиры) на условиях договора мены".

Договором мены предусмотрено, что принадлежащие сторонам жилые помещения признаются равноценными.

Стороны договора мены обратились с совместным заявлением о его государственной регистрации в регистрационную службу, но она в этом отказала сообщением от 04.08.2009 N 01/157/2009-744, ссылаясь на абзац десятый пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Отказ мотивирован отсутствием необходимых документов: отчета об оценке рыночной стоимости квартиры гражданки Исайкиной А.А. согласно статье 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценке), а также решения об изъятии жилого помещения у названной гражданки, прошедшего государственную регистрацию, как того требует статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Данный отказ регистрационной службы оспорен департаментом в Арбитражный суд Самарской области.

По результатам рассмотрения дела арбитражные суды трех инстанций согласились с правильностью отказа регистрационной службы, признав обязательными для регистрации договора мены документами зарегистрированное решение муниципального органа об изъятии квартиры у гражданки Исайкиной А.А. и отчет об оценке рыночной стоимости ее квартиры.

Между тем судами не учтено следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2002 N 33 в рамках Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы была утверждена подпрограмма "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" и рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, заинтересованным в реализации указанной подпрограммы, принять участие в ее финансировании за счет их бюджетов и внебюджетных средств.

При признании этого постановления утратившим силу Правительство Российской Федерации в постановлении от 31.12.2005 N 865 указало, что реализация упомянутой подпрограммы на втором этапе (2006-2010 годы) должна осуществляться за счет средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры".

Для названной подпрограммы, осуществляемой согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675 с последующими изменениями и дополнениями, на 2006-2010 годы определены конкретные размеры финансирования, включая средства федерального, региональных, местных бюджетов и внебюджетных источников.

В соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ) выполнение региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда производится посредством приобретения жилых помещений субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями за счет средств их бюджетов при финансовой поддержке Фонда, предоставляемой при соблюдений определенных условий.

Целевая программа городского округа Самара "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в городском округе Самара на 2003-2010 годы" была утверждена постановлением Самарской городской Думы от 24.04.2003 N 232 во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 22.01.2002 N 33 и Закона Самарской области от 04.12.2002 N 95-ГД "Об утверждении областной целевой программы городского округа Самары "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Самарской области на 2003-2010 годы".

Дом 83 по улице Льва Толстого, в котором находится квартира гражданки Исайкиной А.А., построен в 1900 году, внесен в список объектов культурного наследия регионального значения как памятник архитектуры - дом купца Юрина.

Решением межведомственной комиссии от 17.10.2006 N 20 указанный дом признан аварийным и непригодным для проживания, в связи с чем распоряжением главы городского округа Самара от 13.12.2006 N 637-р проживающие в нем граждане включены в список на предоставление жилых помещений во исполнение городской целевой программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.

Постановлением главы городского округа города Самара от 20.12.2007 N 1175 в рамках выполнения названной городской программы гражданке Исайкиной А.А. предоставлена в собственность квартира N 159 по адресу: г. Самара, Ташкентский пер., д. 43 взамен принадлежащей ей квартиры в аварийном доме. Департаменту предписано заключить с гражданкой Исайкиной А.А. договор мены, учесть ее квартиру N 12 по адресу: г. Самара, ул. Льва Толстого, д. 83 в реестре муниципальной собственности и зарегистрировать переход права собственности на эту квартиру.

Таким образом, при предоставлении квартиры гражданке Исайкиной А.А. муниципальное образование действовало во исполнение Федеральной целевой программы, принятых в ее развитие региональных и муниципальных актов.

Впоследствии аварийность дома, где расположена квартира гражданки Исайкиной А.А., вновь подтверждена заключением межведомственной комиссии от 28.07.2009 N 99, составленным с учетом требований Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47.

Аварийный дом является памятником архитектуры регионального значения, требует реконструкции как здание и восстановления как памятник, что не может быть обеспечено силами и средствами проживающих в нем лиц.

Квартира в аварийном доме, принадлежащая гражданке Исайкиной А.А. на праве собственности, по своим размерам не отвечает необходимым для нормальных условий проживания требованиям.

Квартира, предоставляемая гражданке Исайкиной А.А. муниципальным образованием взамен ее аварийного жилья, по своим характеристикам не превышает стандартных показателей, и ни один документ в деле не указывает на наличие у гражданки Исайкиной А.А. возражений против переселения в эту квартиру.

Как следует из федеральных нормативных актов, принятых по вопросам переселения граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилья, оно должно осуществляться не за счет средств граждан, а за счет бюджетов и специальных внебюджетных источников.

Так, пунктом 4 статьи 16 Закона N 185-ФЗ закреплено правило о том, что при приобретении субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилья по цене, превышающей установленные этим Законом пределы, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется не за счет средств Фонда, а за счет бюджета соответствующего публичного образования.

Подобное регулирование связано со специальным характером этой подпрограммы, принимающей во внимание исключительно состояние жилищного фонда, в котором проживают переселяемые граждане, и учитывающей, что их квартиры в аварийных домах могут не иметь потребительской ценности и какой-либо рыночной стоимости, тем более сопоставимой со стоимостью предоставляемого им взамен жилья.

Заключение договоров между муниципальными органами и гражданами при переселении последних из ветхого и аварийного жилья преследует особую социальную цель, в связи с чем к ним не применяются общие правила гражданского законодательства о договорах мены, предполагающие равноценность обмениваемого имущества по его рыночной стоимости.

Равноценность обмениваемых квартир определяется в данном случае сопоставлением их физических и экономических характеристик (местоположение дома, этаж, площадь, количество комнат и т.п.), с тем чтобы предоставляемое жилое помещение не ухудшало жилищные условия переселяемых граждан с учетом их разумных потребностей.

Исходя из существа и специальных правил регулирования данных отношений, оценка рыночной стоимости аварийного жилья граждан не требуется, в связи с чем по правилам Закона об оценке определяется стоимость только предоставляемых гражданам в рамках целевой подпрограммы благоустроенных квартир.

Оценка рыночной стоимости квартиры, принадлежащей муниципальному образованию и выделяемой гражданке Исайкиной А.А., была проведена, отчет об оценке в регистрационную службу представлен.

Следовательно, регистрационная служба неверно отказала в регистрации договора мены квартир по мотиву несоблюдения правил статьи 8 Закона об оценке.

Отказывая в регистрации договора мены ввиду непредставления решения об изъятии квартиры у гражданки Исайкиной А.А. со ссылкой на статью 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, регистрационная служба не учла содержание постановления главы городского округа Самара от 20.12.2007 N 1175. Между тем в этом постановлении предписывалось не только предоставить гражданке Исайкиной А.А. конкретную благоустроенную квартиру, но и зарегистрировать переход права собственности на ее прежнюю аварийную квартиру и учесть ее в реестре муниципальной собственности, что и означало последующее изъятие этой квартиры. Отсутствие предварительной регистрации данного постановления в регистрационной службе не могло служить причиной отказа в улучшении жилищных условий гражданке Исайкиной А.А. со ссылкой на норму, предназначенную обеспечивать ее жилищные права.

Таким образом, вывод о непредставлении в регистрационную службу полного пакета документов для регистрации договора мены жилыми помещениями и перехода на них права собственности между сторонами этого договора сделан судами в результате неправильного истолкования и применения норм права.

В результате создания прецедента по делу гражданки Исайкиной А.А. муниципальное образование с 2007 года фактически лишено возможности исполнять обязанности по переселению проживающих на его территории граждан - собственников аварийного жилья из-за отказов регистрационной службы в регистрации договоров мены.

При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты подлежат отмене на основании пунктов 1 и 3 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, а также права и законные интересы неопределенного круга лиц и иные публичные интересы.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 02.12.2009 по делу N А55-22713/2009, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2010 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.08.2010 по тому же делу отменить.

Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 04.08.2009 N 01/157/2009-744.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области зарегистрировать переход к муниципальному образованию Городской округ Самара права собственности на квартиру N 12, расположенную по адресу: Самарская область, город Самара, Самарский район, улица Льва Толстого, дом 83, и переход к гражданке Исайкиной А.А. права собственности на квартиру N 159, расположенную по адресу: Самарская область, город Самара, Кировский район, Ташкентский переулок, дом 43.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 марта 2011 г. N 14974/10

Текст постановления официально опубликован не был

Обзор документа

Муниципальное образование и физлицо заключили договор мены квартирами. В его госрегистрации отказали. Это обосновывалось тем, что отсутствуют необходимые документы. В частности, отчет об оценке рыночной стоимости квартиры, принадлежащей физлицу. Президиум ВАС РФ признал отказ незаконным.

Договор был заключен в связи с реализацией подпрограммы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, входящей в федеральную целевую программу "Жилище" на 2002-2010 гг.

Из федеральных нормативных актов следует, что граждане должны переселяться из такого жилья не на собственные средства, а за счет бюджетов и специальных внебюджетных источников.

Подобное регулирование связано со специальным характером упомянутой подпрограммы. Квартиры в аварийных домах могут не иметь потребительской ценности и какой-либо рыночной стоимости.

Договоры между муниципальными органами и гражданами при переселении последних из ветхого и аварийного жилья заключаются с особой социальной целью. Поэтому к ним не применяются общие правила гражданского законодательства о договорах мены, предполагающие равноценность обмениваемого имущества по его рыночной стоимости. В указанном случае равноценность квартир определяется сопоставлением их физических и экономических характеристик (местоположение дома, этаж, площадь, количество комнат и т. п.).

Таким образом, оценка рыночной стоимости аварийного жилья граждан не требуется. Поэтому по правилам Закона об оценке определяется стоимость только благоустроенных квартир, предоставляемых в рамках подпрограммы.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

НДФЛ при договоре мены при переселении из ветхого жилья

По мнению налогового органа, из изложенного вытекала обязанность гражданина уплатить налог со стоимости жилого дома, полученного в качестве встречного предоставления за реализованную квартиру.Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения в апелляционном порядке судебной коллегией областного суда, требования налогоплательщика удовлетворены.Президиум областного суда, рассмотрев кассационную жалобу налогового органа, отменил состоявшиеся по делу судебные акты и принял новое решение по делу, которым в удовлетворении требований гражданина отказал.Поскольку при исполнении договора мены имеет место возмездная передача права собственности, данная операция в соответствии с пунктом 1 статьи 39 НК РФ в целях налогообложения признается реализацией имущества.Поступления от реализации принадлежащего гражданину имущества формируют самостоятельный вид доходов налогоплательщика, облагаемых на основании подпункта 5 пункта 1, подпункта 5 пункта 3 статьи 208 Кодекса.

Особенности переселения из аварийного и ветхого жилья(2018г)

При положительном решении вопроса программа расселения разрабатывается местными органами власти. Помимо заявления от проживающего требуется:

  1. Проект реконструкции (при переводе нежилого помещения в статус жилого).
  2. Акт экспертной проверки о признании жилья непригодным для проживания.
  3. Иные документы по усмотрению заявителя.
  4. Правоустанавливающие документы (копии).

Региональные власти самостоятельно устанавливают сроки переселения в соответствии с законодательством.

Вернуться Расселение предполагает прохождение определенных этапов. Все здания, которые признаны непригодными для жилья вносятся в специальный реестр.

Благодаря такому фиксированию, узнать статус своего обращения стало намного проще. Достаточно зайти на сайт Министерства капитального строительства и просмотреть список домов, подлежащих расселению.

Договор мены при выселении из аварийного жилья

Создание межведомственной комиссии, в состав которой входят представители исполнительной власти РФ, местного самоуправления, органы пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности.

Шаг 3. Проведение оценки аварийного жилья согласно установленных требований и вынесения итогового решения. Передача заключения заявителю (собственнику жилья). Шаг 4. Если в заключении указано, что жилье является аварийным, орган исполнительной власти обязан в течении 30 дней издать распоряжение с указанием дальнейших действий по данному объекту.

Шаг 5. Выселение проживающих в аварийном доме. В соответствии с выданным распоряжением дом будет подлежать сносу либо будет проведена реконструкция.

Иск о понуждении заключить договор мены из аварийного жилья

Проект договора мены не подписывал.

151 Инфо ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.В данном случае нарушаются мои права на жилище (ст.

Признать дом аварийным можно по инициативе жильцов. Для этого требуется подать в местную Жилищную инспекцию:

  1. заявление с предоставлением пакета документов – технической документации,
  2. заявлений о ненадлежащем состоянии жилья результаты специальных экспертиз и др.

Предоставление другой жилплощади В 2019 году каждый регион располагает собственной программой расселения из ветхого и аварийного жилья, с указанием конкретных населенных пунктов, в которых будут проводиться мероприятия по предоставлению гражданам нового благоустроенного жилья.

Договор мены не является обязательным условием получения квартиры по программе переселения.

«Переселение граждан … из аварийного жилищного фонда в … года-… года»

, утвержденной решением … городской Думы от … года №.

Согласно решению … городской Думы от … года № утверждено Положение

«О порядке предоставления гражданам жилых помещений в связи со сносом аварийного жилищного фонда в …»

. Согласно п.2.3 Приложения к данному решению гражданам-собственникам, подлежащим переселению в связи со сносом аварийного жилого дома, в соответствии со ст. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым на себя обязательством.

Ответчик Чистяков В.А. не брал на себя обязательств по заключению договора мены свое квартиры на квартиру №. Предварительный договор мены квартирами не заключался. Из заявлений Чистякова В.А. следует лишь то, что он выразили согласие на переселение из своей квартиры

«в квартиру в строящемся доме соответствующей площадью»

В соответствии с п.1 ч.1 ст.432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашения по всем существенным условиям договора. При указанных обстоятельствах требования КУМИ администрации … удовлетворению не подлежат. Заключенные между сторонами договоры от ДД.ММ.ГГГГ об участии в Региональной адресной программе носят предварительный характер, так как в них отсутствует указание о предоставлении ответчикам конкретного благоустроенного жилого помещения, а обязанность собственников по освобождению жилого помещения в соответствии с п.

2.2 Договоров возникает лишь в течение 30 дней после подписания договора мены (л.д.37-39)

Решение № 2-267/2016 2-267/2016

М-258/2016 М-258/2016 от 16 сентября 2017 г.

по делу № 2-267/2016

не было получено нотариально удостоверенного заявления на переселение, которое должно было быть приложено к договору.

При заключении договора мены были нарушены требования законодательства по предоставлению равнозначной площади.

В соответствии с требованиями ст. договор мены может быть заключен только в случае соглашения сторон, однако между доверителем и администрацией такое соглашение не было достигнуто.

В договоре мены указаны взыскание денежных средств и определены доли – 19, 3 и 4, 23 значится за администрацией.

Имеются разъяснения Постановления Президиума ВАС РФ от 22 марта 2011 года № 14974/10 и Постановления Пленума ВС РФ от 02 июля 2009 года, № 14

«О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ»

, из чего следует, что существенно нарушены права доверителя.

Необходимо чтобы уведомление было направлено не позднее чем за 1 год.В случае если собственник помещения отказывается, то уполномоченный орган вправе добиваться выселения лица через суд с условием предоставления равнозначного помещения.

Если собственник объекта согласен, то его согласие выражается на переговорах, где выясняются все условия — сроки передачи, информация о стоимости и т.д.

В независимости от того, кто является инициатором договора мены, если объектом является квартира, в которой прописан несовершеннолетний, то обязательно требуется наличие согласия органов опеки и попечительства. Может потребовать акт технической экспертизы квартиры, сведения о ее подлинной рыночной цене и т.д. Договор мены при переселении из аварийного жилья Договор является возмездным.

Его стороны обладают статусом одновременно продавца и покупателя – обменивают жилплощадь на равных условиях.

Программа переселения из ветхого и аварийного жилья

Перевозка граждан и движимого имущества осуществляется службами коммунального хозяйства (ЖКХ).Если семья не получала уведомления о переселении, то владельцы жилья могут осуществлять сделки купли-продажи, но если уведомление было прислано, то такие договоры заключать нельзя, в противном случае они будут признаны незаконными.Наниматели и собственники квартир многоквартирного дома имеют право претендовать на переезд как на правах собственности, так и на правах соглашения социального найма. Переселение жильцов из аварийного жилья актуально состоится в первую очередь, поскольку они находятся не просто в некомфортных, а в опасных для жизни условиях и опасности они подвергаются ежедневно.Важно!

Жильцы ветхого дома имеют право на переселение, если строение подлежит сносу.

Для признания здания ветхим создают межведомственную комиссию.

Документы оформляемые при переселении из ветхого жилья. Квартира в собственности

30 Октября 2014, 18:50 Ответ юриста был полезен?

+ 0 — 0 Свернуть Все услуги юристов в Москве Гарантия лучшей цены – мы договариваемся с юристами в каждом городе о лучшей цене.

получен гонорар 42%Юрист, г.

МоскваОбщаться в чате

Здравствуйте. Порядок изъятия жилого помещения и предоставления другого взамен, регламентируется в частности Жилищным Кодексом РФСтатья 32. Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд 1.

Жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.

Переселение из аварийного жилья.

Споры с местными администрациями

Иными словами, решить вопрос о признании жилья аварийным через суд, минуя спецкомиссию, нельзя. Равным образом нельзя обязать и местные администрации признать жилые здания аварийными, непригодными для проживания и предоставить заявителям новые жилые помещения. Понуждение администрации к совершению указанных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий.

Ответы юристов (16)

порядок предоставления жилого помещения при переселении собственника жилого помещения из аварийного дома регламентирован ст 32 Жилищного Кодекса РФ.

согласно данной статье жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием земельного участка для госуарственных или муниципальных нужд. по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого ( по договору мены) другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

т.о. при переселении Вас из аварийного жилья возможны два варианта: продажа жилья по выкупной цене либо договор мены на другое жилье.

Требовать заключить договор дарения администрация не вправе.

Уточнение клиента

Квартира находится в городе Донецк Ростовской области. К украинскому Донецку никакого отношения не имеет. Это два разных города.

28 Июля 2013, 17:01

Кроме того, важным моментом является то, на каком праве Вам предоставляется жилой дом.Если вы являлись собственниками квартиры, то и новое жилье должно быть предоставленно именно в собственность. В случае предоставления дома на условиях соц найма, в последующем приватизировать его Вы не сможете, поскольку право на приватизацию уже использовали.

в вашем случае единственно верным вариантом будет заключение с администрацией города договора мены, по которому вы передаете имеющееся у вас жилье, а получаете в собственность жилой дом.

не сразу заметила- Донецк, Украина.

На украине в 2009 г был принят закон " Об отчуждении земельных участков, других объектов недвижимого имущества, на на них размещены, находящихся в частной собственности, для общественных нужд.."

согласно данному закону, выкуп земельных участков и других объектов недвижимости, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, осуществляется путем заключения договора купли-продажи или иной сделки, установленной законом. При отчуждении жилого дома в связи с выкупом земельного участка осуществляется с условием предоставления его владельцу в собственность другого благоустроенного жилого дома.

Здравствуйте! По Российскому законодательству взамен ветхого жилья может быть предоставлено равноценное жилье. Если ветхое жилье приватизировано, то предоставление равноценного жилья оформляется через договор мены между администрацией и собственниками.

Статья 567 Гражданского кодекса РФ «Договор мены»

1. По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.

2. К договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже (глава 30), если это не противоречит правилам настоящей главы и существу мены.
При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.

Либо предоставляется денежная компенсация на приобретение равноценного жилья, т. е. жилье выкупается у собственников. Через договор дарения в РФ жилье администрацией не предоставляется. Уточните пожалуйста где находится квартира.

Администрация вероятно требует предоставление обязательства о сдаче (передаче) жилого помещения. При предоставлении другого жилья и выселения из старого жилья требуется предоставление обязательства о сдаче (передаче) жилого помещения по установленной форме (в двух экземплярах), за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания

В случае непредставления или неполного представления указанных документов государственный жилищный сертификат на приобретение жилья не выдается.

Обязательство подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Данное обязательство должно быть заверено нотариусом… Исполнение этого обязательства должно осуществляться в 2-месячный срок после приобретения гражданином жилья. Один экземпляр обязательства подшивается в учетное дело гражданина, другой экземпляр направляется в орган исполнительной власти, выдавший сертификат.

С учетом уточнений хотелось бы узнать, а жилье, которое Вам предоставляет администрация взамен ветхого приватизированного жилья передается по какому договору?

Реестр непригодных для проживания зданий

Непригодными для проживания считаются дома, которыми были признаны в определенном законом порядке аварийными или ветхими (статья 87 ЖК РФ). Их включают в реестр аварийного жилья.

Ветхость МКД определяется состоянием его несущих конструкцией и степенью изношенности инженерно-коммуникационных сетей.

Недвижимость в аварийном состоянии непригодна для постоянного проживания, подобное состояние утверждается заключением профильной комиссии по результатам обследования. Признать дом аварийным можно по инициативе жильцов.

Для этого требуется подать в местную Жилищную инспекцию:

  • заявление с предоставлением пакета документов – технической документации,
  • заявлений о ненадлежащем состоянии жилья результаты специальных экспертиз и др.

Предоставление другой жилплощади

В 2018 году каждый регион располагает собственной программой расселения из ветхого и аварийного жилья, с указанием конкретных населенных пунктов, в которых будут проводиться мероприятия по предоставлению гражданам нового благоустроенного жилья.

Договор мены не является обязательным условием получения квартиры по программе переселения.

Если дом подлежит сносу, то другоую квартиру жильцы могут получить на безвозмездной основе, исходя из площади и степени благоустроенности прежней жилплощади в соответствии с Постановлением Правительства №47 от 28.01.2006.

Новая жилплощадь может быть предоставлена, если прежняя квартира находилась в аварийном доме, ее владелец не стоит в очереди на получение другого жилья или улучшение жилищных условий.

Договор мены по переселению из аварийного жилья применяется для регулирования жилищных отношений с собственниками, чьи квартиры приватизированы.

Подобный способ обычно предлагают органы местной власти – для того, чтобы использовать жилье в своих законных целях. Статья 32 ЖК РФ регулирует порядок изъятия недвижимости путем выкупа или обмена – для государственных и муниципальных нужд.

Возможно ли принудительное выселение из аварийного жилья, если квартира в собственности? Смотрите тут.

Равноценный обмен

Договор мены предусматривает равноценный обмен:

  1. Собственник приватизированной квартиры и администрация договариваются о площади и степени обустройства новой жилплощади.
  2. Мена как гражданско-правовая сделка, носит коммерческий характер и не освобождает власти от обязанности предоставить гражданам при расселении аварийного дома квартиру в том же населенном пункте.
  3. По соглашению с переселяемыми гражданами жилье может быть предоставлено в другом районе, но в пределах того же региона.

Предполагается, что предоставляемая взамен прежнего жилья квартира обладает аналогичной рыночной стоимостью.

Может быть предусмотрен пункт, предусматривающей доплату за разницу по цене недвижимости.

Например, гражданину предоставлена квартира меньшая по площади, чем прежнее приватизированное жилье. Ему полагается доплата, определенная соглашением сторон.

Рекомендуется тщательно анализировать каждое условие такой сделки: не спешить с проставлением подписи и заранее осмотреть будущую квартиру.

Компенсация

За недвижимость может быть уплачена выкупная цена, размер которой также определяется сторонами в зависимости от рыночной стоимости квартиры и расходов на переезд.

Размер компенсации может не устраивать переселяемого гражданина и его семью, так как на практике местные власти стараются снизить ее любыми формальными способами:

  • указывают на ложную «дешевизну» аварийного жилья,
  • занижают его реальную рыночную стоимость путем предоставления недостоверной информации и др.

Окончательный размер компенсации может быть определен в судебном порядке. Срок исковой давности составляет 2 года со дня направления собственнику уведомления о выкупе жилого помещения.

Порядок действий

Инициаторами договора мены остаются органы государственной власти, которые желают сохранить жилое помещение в статусе ликвидного имущества.

Гражданину направляется предложение (оферта) заключить договор.

Согласие выражается в переговорах, с выяснением всех условий сделки – сроков передачи имущества, его реального состояния, информации о рыночной стоимости и государственной регистрации.

Необходимые документы

Для заключения договора мены необходимо предоставить:

  1. Правоустанавливающую и техническую документацию: свидетельство о праве собственности, документ о приватизации, технический паспорт жилья.
  2. Информацию об отсутствии обременений на квартиру – справку из Росреестра.
  3. Данные обо всех проживающих в квартире лиц – справку о составе семьи.

Перечень документов зависит от обстоятельств конкретной сделки. Может потребовать акт технической экспертизы квартиры, сведения о ее подлинной рыночной цене и т.д.

Договор мены при переселении из аварийного жилья

Договор является возмездным. Его стороны обладают статусом одновременно продавца и покупателя – обменивают жилплощадь на равных условиях.

К отношениям подобного рода могут применяться условия сделки купли-продажи, если это не противоречит существу мены.

Договор содержит обязательную информацию о сторонах, предусматривает их обязанности передать квартиры, свободные от прав третьих лиц.

В документе также подробно излагается сведения об объектах недвижимости (предмет), которые будут переданы каждой из сторон.

Отдельно обговариваются сроки передачи жилплощади в собственность каждой из сторон, порядок решения споров и ответственность по сделке.

Договор подписывается:

  • со стороны муниципалитета – уполномоченным лицом,
  • гражданином – получателем новой квартиры.

Образец договора мены при переселении из аварийного жилья может быть предоставлен для ознакомления в предварительном порядке – до совершения юридических действий.

Часто задаваемые вопросы

Граждан интересуют существенные условия и законность сделки по обмену недвижимости. Большим спросом пользуется информация о порядке определения выкупной цены за аварийное жилье.

Рассматривается возможность оспаривания незаконных действий местной администрации в суде.

Интересует план сноса аварийного и ветхого жилья? Читайте здесь.

Как работает программа расселения ветхого и аварийного жилья? Подробности в этой статье.

Документ уже подписан

Гражданка с тремя детьми вселилась в переданную ей по договору мены трехкомнатную квартиру, которую до оформления всей необходимой документации она раньше не видела.

Но:

  • одна комната находится в неудовлетворительном состоянии и не пригодна для проживания,
  • договор мены и акт передачи уже подписаны, и право собственности на квартиру прошло государственную регистрацию,
  • переговоры с администрацией о желании вернуться в прежнее жилье ни к чему не привели.

Можно не освобождать старую квартиру до восстановления нарушенных прав на новое благоустроенное жилье?

Вероятно, последует выселение из старой квартиры в принудительном порядке, или гражданку не пустят на прежнюю жилплощадь. Следует досконально изучить все пункты договора мены.

Ситуацию может осложнить то, что в документе часто прописывают формулировку «что сторона ознакомлена с недостатками имущества». Это в разы усложнит возможность доказать правоту истца в суде.

Согласно п.2 статьи 567 ГК РФ к договору мены применяются положения главы 30 (купля-продажа), если это не противоречит правилам и существу мены.

Можно попытаться обосновать требования истца положениями статьи 557 ГК РФ – последствия передачи недвижимости ненадлежащего качества, со ссылкой на нормы статьи 475 ГК РФ.

В частности, это позволит отказаться от исполнения договора мены или потребовать безвозмездно устранить недостатки в квартире в разумный срок.

Дарственная

Если при переселении из аварийного жилья администрация требует заключить договор дарения прежней квартиры, правомерно ли это?

Договор дарения является безвозмездной сделкой, то есть даритель по закону ничего не должен получить взамен.

К отношениям по переселению из ветхого и аварийного жилья это неприемлемо. Возможно, речь идет об обязательстве о сдаче жилья, после чего можно получить сертификат на новую квартиру.

Переселение из аварийного жилья насыщено юридическими формальностями. Необходимо внимательно изучать содержание каждой сделки, предполагать ее возможные риски и другие последствия.

Смотрите видео: Договор мены квартир (September 2019).