Вопросы к Юристу

Условия обеспечения заявки по 44-ФЗ

С 1 июля 2018 года начали действовать значимые поправки в 44-ФЗ. Они затронули и особенности предоставления обеспечения заявок на участие в закупочных процедурах. Дополнительно Правительство России издало постановление № 439 от 12 апреля 2018 г., в котором также приводятся требования к обеспечению. Организаторы закупки и поставщики должны строго соблюдать обновленные правила, а для этого их необходимо тщательно изучить.

Основные изменения в законе

Пункт 1 статьи 44 44-ФЗ гласит, что заказчик обязан устанавливать в закупочной документации требование о передаче обеспечения предложения участника, когда НМЦК договора превосходит 5000000 рублей. Однако постановление Правительства № 439 вносит коррективы в это правило и определяет НМЦК на отметке в 1 миллион рублей.

Чтобы не нарушить закон заказчики должны требовать от потенциальных поставщиков передачи обеспечения предложения при всех закупках с НМКЦ выше 1000000 рублей. Такое требование обязательно указывается в закупочной документации. Прописывается размер обеспечения, а также правила его передачи заказчику.

Требование о передаче обеспечения согласно пункту 6 статьи 44 44-ФЗ распространяется в одинаковой степени на всех участников закупки. Не выплачивать его имеют право лишь казенные учреждения.

Что делать, если НМЦК не доходит до 1 миллиона рублей

Напрямую в 44-ФЗ не прописан запрет на требование обеспечения предложения, если НМЦК контракта не доходит до 1 000 000 рублей. Однако, исходя из норм закона и постановления Правительства №439, можно сделать вывод о том, что и права устанавливать размер обеспечения в такой ситуации у заказчика нет.

Антимонопольная служба также не может прийти к единому выводу о законности установления обеспечения при НМЦК меньше 1 миллиона рублей. Количество решений, вынесенных за и против такого требования примерно одинаково. По мнению большинства аналитиков, трактовать новые требования закона стоит все же, как запрет требовать обеспечения при небольших закупках.

Размер обеспечения

Требованиями пункта 16 статьи 44 44-ФЗ установлены максимальные и минимальные объемы обеспечения, которые имеет право устанавливать заказчик. Возможны следующие варианты:

  • Когда НМЦК лежит в интервале от 5 000 000 до 20 000 000 рублей обеспечение можно устанавливать от 0,5 до 1% от стартовой цены договора.
  • Если НМЦК превосходит 20 000 000 рублей, то обеспечение устанавливается между 0,5 и 5%.
  • Когда процедура проводится среди фирм, отвечающих требованиям статей 28 и 29 44-ФЗ, обеспечение не может превышать 2% при НМЦК более 20 миллионов рублей.

Однако в законе не указано, каким должен быть размер обеспечения при НМЦК от 1 до 5 миллионов. По этому поводу Министерство Финансов России дало разъяснение в своем письме № 24-02-05/34911 от 23.05.2018 г. Специалисты ведомства рекомендуют устанавливать обеспечение в интервале от 0,5 до 1 % от НМЦК.

Порядок передачи обеспечения

Корректировки, внесенные в 44-ФЗ, затронули и порядок передачи участниками обеспечения заявок. Компания имеет право выбора: вносить его деньгами или в форме банковской гарантии. Если он выбирает первый вариант, тои нужная сумма перечисляется не на счет ЭТП, как это было раньше, а на специальный расчетный счет, открытый им в любом рекомендованном банке.

Правительство России составило список финансовых компаний, в которых разрешено открывать специальные счета для внесения обеспечения заявок. Банки обязаны будут заключить договор с ЭТП, в котором будут прописаны правила передачи между организациями информации со средствами участников.

После подачи потенциальным поставщиком заявки на участие в процедуре сумма, идентичная размеру обеспечения, будет блокироваться на специальном счету. По окончании процедуры блокировка прекращается. Банки также будут наделены полномочиями перечислять средства в бюджет страны в случаях, предусмотренных законодательством.

Новые правила расчета и предоставления обеспечения привносят трудности в работу и поставщиков и заказчиков. Поэтому перед проведением процедур нужно внимательно изучить все особенности обновленных требований.

Размеры обеспечения заявок по 44-ФЗ

Размер обеспечения заявки колеблется в пределах от 0,5 до 5% от начальной цены лота (договора). Отметим, что начальная цена по умолчанию считается максимальной. Он определяется для различных типов аукционов согласно закону 44 ФЗ следующим образом.

Денежные средства без возможности предоставления в качестве обеспечения заявки банковских гарантий вносятся в следующих случаях:

  • Если начальная стоимость договора менее 3 миллионов рублей - ставка обеспечения равняется 1%,
  • если максимальная цена будущего контракта превышает 3 миллиона - процентная ставка определяется заказчиком, она прописывается в условиях проведения аукциона особым пунктом.

Обеспечение заявки на участие в закупке может быть предоставлено в виде банковской гарантии в следующих случаях:

  • Открытый или закрытый конкурс - обеспечение заявки составляет от 0,5% до 5%,
  • Закрытые аукционы с НМКЦ свыше 3 миллионов рублей начальной стоимости - 0,5% до 5%,
  • Закрытые аукционы с МКЦ менее 3 миллионов рублей начальной стоимости - 0,5% до 5%,
  • Торги для учреждений Уголовно-Исполнительной Системы (УИС) - не более 2%,
  • Торги для нужд социально ориентированных организаций, некоммерческих организаций и обществ людей с ограниченными способностями - не более 2%.

Отметим, что диапазон. в котором может находится размер обеспечения заявки, широк, и Заказчик может выставить в нем сумму на свое усмотрение.

Например: чтобы привлечь как можно больше компаний к торгам с начальной ценой в 1 000 000 рублей, стоимость обеспечения будет минимальной (5 000 рублей или 0,5%), либо, чтобы отсечь от участия как можно больше фирм, стоимость может быть поднята до максимума (50 000 рублей или 5%).

Отдельно считаются размеры обеспечения заявки для субъектов малого предпринимательства (СМП).

Условия финансового обеспечения заявки по 44 ФЗ

Обеспечение исполнения заявки по 44 ФЗ должно соответствовать следующим условиям:

  • Вхождение финансовой организации в перечень банков, отвечающих критериям, установленным в российских законах.
  • Гарантия должна являться безотзывной,
  • Должна содержать сумму размера обеспечения заявки, установленной при проведении конкурса,
  • В документе должны быть указаны права и обязанности исполнителя и заказчика, а также штрафные санкции за каждый день просрочки в 0,1%,
  • Обязательно должны быть обозначены условия, при которых засчитывается исполнение обязательств по банковской гарантии,
  • Сроки, на которые предоставляется заем,
  • Указание списка документов и официальных бумаг, предоставляемых исполнителю банком при выдаче документа (гарантии).

Т.е. банковская гарантия должна быть выдана организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности и подходящие под установленные законом требования, в документе должен содержаться ряд положений, в противном случае она может быть признана недействительной, и не будет являться финансовым обеспечением заявки на участие в электронных аукционах 44 ФЗ.

Потеря обеспечение исполнения заявки по 44 ФЗ

Выделенное на обеспечение заявки для участия в конкурсе/аукционе на ЭТП может быть списано со счета в пользу Заказчика или государства, если Исполнитель:

  • Оказался/уклонился от подписания контракта после победы на торгах,
  • Предоставил на ЭТП обеспечение с нарушениями (например, банковская гарантия оказалась “серой”),
  • В течение 4 месяцев три раза предоставлял на одной ЭТП пакеты документов во второй части заявки, которые были отклонены из-за выявленных нарушений.

В остальных случаях сумма обеспечения будет возвращена полностью после того, как комиссия определит победителя торгов..

Резюмируя: определить в обеспечении заявки по 44 ФЗ, сколько процентов, можно заранее, такие условия в обязательном порядке должны быть прописаны в условиях гос. аукционов. Однако необходимо знать, законной ли является та или иная ставка, и, при необходимости, быть готовым обжаловать условия аукциона в органах ФАС.

Статья 44. Обеспечение заявок на участие в конкурсах и аукционах

Это правило не применяется при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме и электронного аукциона. . Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, возвращаются на счёт участника закупки при проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в течение не более чем пяти рабочих дней, а при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона прекращается блокирование денежных средств на специальном счёте участника закупки, осуществленное в соответствии с частью 20 настоящей статьи в течение не более чем одного рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев: 1) подписание протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе, протокола закрытого аукциона, размещение в единой информационной системе и на электронной площадке протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона.

Условия обеспечения заявки по 44-ФЗ

в котором может находится размер обеспечения заявки, широк, и Заказчик может выставить в нем сумму на свое усмотрение.

Например: чтобы привлечь как можно больше компаний к торгам с начальной ценой в 1 000 000 рублей, стоимость обеспечения будет минимальной (5 000 рублей или 0,5%), либо, чтобы отсечь от участия как можно больше фирм, стоимость может быть поднята до максимума (50 000 рублей или 5%). Отдельно считаются размеры обеспечения заявки для субъектов малого предпринимательства (СМП). Обеспечение заявки СМП не может превышать 2% начальной цены заключаемого контракта.

Процент обеспечения заявки является льготным и входит в механизм поддержки малого предпринимательства при проведении торгов на электронных федеральных площадках. Напомним, что другой мерой поддержки развития малого бизнеса является наличие квот для ИП в общем размере госзакупок от муниципальных и федеральных организаций, министерств, ведомств.

Обеспечение заявки, согласно всем канонам ФЗ №44

Процент, размер которого превысил определенные нормами 44-ФЗ процентные соотношения, назначен быть не может на основании незаконности данных манипуляций.Помимо этого, конкурсанту, который выиграл электронный аукцион или конкурс, денежные средства, вложенные в качестве обеспечения исполнения условий, могут быть возвращены после того, как контракт будет подписан. Это необходимо, чтобы действовала гарантия участия только добросовестных поставщиков. В то же время нормами 44-ФЗ предусмотрены ситуации, когда процент (вся денежная сумма целиком) обеспечения переходит заказчику.

К ним относятся:Отказ одной и той же торговой электронной площадки одному поставщику три раза подряд,Конкурсант, ставший победителем, затягивает с заключением сделки, увиливает от подписания контракта, не предоставляя необходимые заказчику документы.

Правила обеспечения заявки по 44-ФЗ с 1 июля

0,5–1% от НМЦК Выше 20 млн руб. 0,5–5% от НМЦК Выше 20 млн руб.

– для учреждений УИС и организаций инвалидов 0,5–2% от НМЦК Также с июля 2019 года заказчики вправе проводить закупки в электронной форме. В электронных аукционах и электронных конкурсах участники не будут иметь права обеспечивать заявки банковскими гарантиями. Такое правило действует вплоть до 30 июня 2019 года.

В качестве обеспечения будут принимать только деньги.

Обеспечение заявки на участие в аукционе по 44-ФЗ

При подаче заявки обеспечение просто блокируется оператором. Происходит это довольно быстро, в течение часа.

В случае если денег на счету нет, заявка будет автоматически отклонена системой. Возврат обеспечения осуществляется в течение одного рабочего дня после того, как участник не будет признан победителем аукциона (случаи, определенные частью 6 статьи 44 Федерального закона №44) или по его итогам заключит контракт с заказчиком.

Потерять деньги, перечисленные в качестве обеспечения, может как победитель, так и обычный участник электронного аукциона. Происходит это в двух случаях: Если в ходе одного квартала вторые части заявок подрядчика/исполнителя/поставщика отклоняются третий раз.

Возврат обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе по 44-ФЗ

Но это положение касается только тех участников закупки, которые проиграли торги.

Если торги состоялись или в соответствии с подписанным протоколом контракт заключается с единственным их участником, то в отношении победителя (единственного участника) действуют другие случаи (см.

ниже пункты 2 и 7). Данный протокол должен быть размещен в ЕИС при открытых способах закупки, либо сведения об этом решении должны быть адресно сообщены участникам закупки при закрытых способах. Заключение контракта с победителем торгов (единственным участником торгов). Это положение касается только победителя (единственного участника торгов), ведь функция обеспечения заявки как раз и заключается в том, чтобы мотивировать его к заключению контракта по итогам торгов.

Отметим, что заключение контракта может состояться не ранее, чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола с итогами торгов9.

Статья 44 44-ФЗ — Обеспечение заявок на участие в конкурсах и аукционах

Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, возвращаются на счет участника закупки при проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в течение не более чем пяти рабочих дней, а при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона прекращается блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки, осуществленное в соответствии с частью 20 настоящей статьи в течение не более чем одного рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев:1) подписание протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе, протокола закрытого аукциона, размещение в единой информационной системе и на электронной площадке протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона.

Каким способом может быть обеспечена заявка

Обеспечение заявки служит для заказчика гарантией, что участие в государственных закупках будут принимать добросовестные поставщики.

В обязательном порядке заказчик устанавливает требования к обеспечению заявки при проведении электронных аукционов и конкурсов (ч. 1 ст. 44 44-ФЗ).

При проведении запроса предложений требование по обеспечению заявки устанавливается только в том случае, если данный способ используется вместо несостоявшихся электронных аукционов и конкурсов (п. 1 ч. 4 ст. 83 44-ФЗ).

Каким способом поставщик может предоставлять обеспечение заявки?

Возврат денежных средств, внесенных для обеспечения заявки

Один из главных вопросов, который волнует новичков в госзаказе, — как быстро и при каких условиях средства, перечисленные для обеспечения заявки, будут возвращены.

Согласно 44-ФЗ, при проведении конкурсов и закрытых аукционов средства возвращаются на счет участника в течение не более чем 5 рабочих дней, а при проведении электронных аукционов — в течение не более чем 1 рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев:

  • процедура определения поставщика отменена (п. 2 ч. 6 ст. 44 44-ФЗ),
  • поставщик отозвал заявку до окончания срока подачи заявок (п. 4 ч. 6 ст. 44 44-ФЗ),
  • поставщик подал заявку на участие в определении поставщика после окончания срока подачи заявок (п. 5 ч. 6 ст. 44 44-ФЗ),
  • заявку поставщика отклонили по результатам рассмотрения первых частей (ч. 22 ст. 44 44-ФЗ),
  • поставщика отклонили по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе (п. 3 ч. 6 ст. 44 44-ФЗ),
  • во время торгов поставщик не подавал предложений (ч. 23 ст. 44 44-ФЗ),
  • поставщика отклонили по результатам рассмотрения вторых частей (ч. 24 ст. 44 44-ФЗ),
  • поставщик не стал победителем по результатам оценки заявок на участие в конкурсе или по результатам подведения итогов аукциона (п. 1 ч. 6 ст. 44 44-ФЗ),
  • контрольный орган в сфере закупок отказал заказчику в согласовании контракта с единственным поставщиком (п. 7 ч. 6 ст. 44 44-ФЗ).

Победителю конкурса или аукциона, в отличие от остальных участников закупки, средства возвращаются на счет только после заключения контракта.

Обратите внимание: если поставщик выбрал в качестве способа обеспечения заявки банковскую гарантию (напомним, такая возможность есть для конкурсов и закрытых аукционов), то по завершении процедуры отбора она участнику не возвращается, взыскание по ней не производится (ч. 7 ст. 44 44-ФЗ).

Чтобы обеспечение заявки действительно гарантировало, что участие в закупках будут принимать добросовестные поставщики, законом предусмотрены ситуации, когда деньги, переведенные в качестве обеспечения заявки, уходят заказчику. Вот эти случаи:

  • Поставщик в течение одного квартала был отклонен по вторым частям на одной электронной площадке три раза. Деньги уходят заказчику, который отклоняет заявку такого поставщика в третий раз, по истечении 30 дней после принятия данного решения (ч. 27 ст. 44 44-ФЗ).
  • Победитель уклоняется от заключения контракта или не предоставляет в срок обеспечение исполнения контракта (ч. 13 ст. 44 44-ФЗ).

Обратите внимание: в этой части нормы 44-ФЗ отличаются от норм 94-ФЗ. Напомним, ч. 13 и 14 ст. 41.12 94-ФЗ предусматривали, что контракт обязаны заключить первый, второй и третий участники электронного аукциона (согласно итоговому протоколу). В случае уклонения любого из этих участников от заключения контракта, денежные средства, заблокированные в качестве обеспечения заявки, перечислялись заказчику (ч. 12 ст. 41.12 94-ФЗ).

Согласно 44-ФЗ, отказ заключать контракт влечет за собой невозврат средств, перечисленных в качестве обеспечения заявки, только для победителя электронного аукциона. В случае его отказа со вторым победителем контракт заключается по согласованию. Если второй участник тоже отказывается заключать контракт, средства его не блокируются.

Требования к банковской гарантии

Порядок участия в электронных торгах предусматривает, что банковская гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения заявки, выдается под конкретную закупку. Срок действия документа должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок (ст. 45 44-ФЗ).

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 45 44-ФЗ, банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать несколько обязательных реквизитов:

  • Сумму банковской гарантии,
  • Обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией,
  • Обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки,
  • Условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет заказчика,
  • Предельный срок действия банковской гарантии,
  • Перечень документов, установленный Правительством РФ, которые заказчик должен предоставить банку одновременно с требованием уплатить денежную сумму по банковской гарантии,
  • Условие о бесспорном списании денежных средств со счетов банка-гаранта.

В соответствии с ч. 8 ст. 45 44-ФЗ, банковская гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения заявки, должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе (в настоящий момент — на www.zakupki.gov.ru).

Как получить банковскую гарантию

Самое существенное ограничение состоит в том, что в соответствии с ч. 1 ст. 45 44-ФЗ для участия в торгах госзаказа банковские гарантии принимаются только от банков, которые включены в перечень, предусмотренный статьей 176.1 НК РФ.

Дело в том, что далеко не все банки на сегодняшний день включены в этот перечень (на момент написания статьи — 354 банка). Мы рекомендуем вам проверить наличие своего банка в списке заблаговременно, чтобы иметь возможность подстраховаться: обратиться в другой банк или изыскать средства для обеспечения заявки путем перечисления денег на расчетный счет заказчика.

Если у вас нет времени, хорошим подспорьем может стать оформление и получение банковской гарантии в электронном виде. Сделать это можно через компании, которые специализируются на предоставлении банковских услуг через интернет с использование современных сервисов — например, через «Теледок — банковский сервис». Процесс оформления банковской гарантии в этом случае может занять минимальное время — от 1 рабочего дня, т.к. все услуги оформляются через интернет без посещения офиса банка.

Стоит отметить, что для получения электронной банковской гарантии потребуется сертификат квалифицированной электронной подписи, тогда как для торгов госзаказа, как известно, используется неквалифицированная подпись. Данный способ получения банковской гарантии может подойти тем поставщикам, у которых уже есть КЭП (например, если они являются пользователями тарифного плана «Электронная подпись 2.0»), либо тем, кому очень важно получить гарантию в сжатые сроки.

Ольга Большакова, руководитель фронт-офиса по направлению «Банковская гарантия» ООО «Теледок»

1. Обеспечение заявки по 44-ФЗ

Вопросы обеспечения заявки в рамках 44-ФЗ регулируются статьями 44 и 45.

Согласно ч.1 ст. 44 44-ФЗ заказчик ОБЯЗАН установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что НМЦК превышает 5 млн. рублей , если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

А вот Постановлением Правительства РФ № 439 от 12.04.2018 г. утверждено значение НМЦК, при превышении которого заказчик ОБЯЗАН установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах, в размере 1 млн. рублей.

Таким образом в закупках до 1 млн. рублей требование к обеспечению заявок заказчиками не устанавливается.

Обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств (свои средства, тендерный кредит, тендерный займ) или банковской гарантии . Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется самим участником закупок. До 1 июля 2019 года участники электронных конкурсов и аукционов могут обеспечить свои заявки только деньгами.

Более подробно о банковской гарантии по 44-ФЗ рассказано здесь .

Согласно ч. 10 ст. 44 44-ФЗ при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета ( Примечание: этот порядок заработает с 1 октября 2018 года), открытые ими в банках, перечень которых утвержден Распоряжением Правительства РФ № 1451-р от 13.07.2018 года. По состоянию на 06.08.2018 года в этот перечень вошло всего 18 банков.

Если вам необходим кредит на обеспечение заявки для участия в торгах, то можете оставить свою заявку здесь.

При проведении запросов котировок и запросов котировок в электронном виде обеспечение заявок не требуется. При проведении запроса предложений требование к обеспечению заявки устанавливается только в том случае, если данный способ закупки используется вместо несостоявшегося повторного конкурса ( п. 1 ч. 4 ст. 83 44-ФЗ ). А вот при проведении запроса предложений в электронной форме требование к обеспечению заявки устанавливается только в том случае, если данный способ закупки используется вместо несостоявшихся электронных конкурсов и аукционов (п. 2 ч. 4 ст. 83.1 44-ФЗ).

Требование об обеспечении заявки в равной мере относится ко всем участникам закупки, за исключением казенных учреждений, которые не предоставляют обеспечение подаваемых ими заявок на участие в закупках.

Важно: В случае, если участником закупки в составе заявки представлены документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, и до даты рассмотрения и оценки заявок денежные средства не поступили на счет, указанный заказчиком в документации о закупке, такой участник признается не предоставившим обеспечение заявки . Это правило не применяется при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме и электронного аукциона.

1.3 Калькулятор расчета размера обеспечения заявки

Для автоматического расчета размера обеспечения заявки существует online калькулятор от Национальной Ассоциации Институтов Закупок (НАИЗ). Данный калькулятор находится здесь .

Ниже я разместил скриншот страницы с сайта НАИЗ, на которой находится данный инструмент.

Настоящий калькулятор позволяет производить расчет обеспечения заявки для участия в аукционах и конкурсах. Помимо этого, калькулятор также позволяет рассчитать и размер обеспечения исполнения контракта и сформировать по итогам расчета служебную записку для встраивания в документацию о проводимой закупке. Данный инструмент в большей степени предназначен для заказчиков, однако будет полезен и поставщикам.

1.4 Сроки возврата обеспечения заявок по 44-ФЗ

Случаи и сроки возврата обеспечения заявки при участии в конкурсах (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс) и закрытых способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) представлены в таблице ниже:

Случаи и сроки возврата обеспечения заявки при участии в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе представлены ниже.

Блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки прекращается банком в течение не более чем одного рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев:

  1. В ЕИС и на электронной площадке размещен протокол подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона;
  2. Закупка отменена;
  3. Заявка участника отклонена заказчиком;
  4. Участник отозвал свою заявку до окончания срока подачи заявок;
  5. Заявка участника получена позже окончания срока подачи заявок;
  6. Участника отстранили от закупки или отказались от заключения контракта с победителем в соответствии с ч. 9 и 10 ст. 31 44-ФЗ,
  7. Заказчик получил решение контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Основанием для блокировки и разблокировки банком будет информация, полученная от оператора площадки.

  • Банком начисляются проценты за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, в том числе в период их блокирования в целях обеспечения заявки. Размер таких процентов определяется договором специального банковского счета, заключаемым участником закупки с банком.
  • Денежные средства, которые находятся на специальном счете участника закупки, могут использоваться для целей обеспечения заявок только данного участника закупки.
  • В случае, если в течение одного квартала на одной электронной площадке в отношении вторых частей 3-х заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, поданных одним участником таких закупок, комиссией по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным документацией о таких закупках, по основаниям, установленным п. 1 и 2 ч. 4 ст. 54.7 , п. 1 ч. 6 ст. 69 44-ФЗ (за исключением случаев, если этот участник обжаловал данные решения в соответствии с 44-ФЗ и по результатам обжалования принято решение о необоснованности данных решений), банк на основании соответствующей информации, полученной от оператора электронной площадки, по истечении 30-ти дней с даты принятия последнего из данных решений перечисляет в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ денежные средства, в отношении которых осуществлено блокирование, в целях обеспечения последней заявки на специальном счете участника закупки. ( Пояснение: если участник был отклонен по второй части заявки в третий раз за квартал на одной и той же электронной площадке, то банк на основании информации, полученной от оператора электронной площадки, переводит обеспечение его последней заявки в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ).

1.5 Образец письма на возврат обеспечения заявки

Хотя Федеральным законом № 44-ФЗ и установлены точные сроки возврата денежных средств или прекращения их блокирования, нередки случаи, когда заказчик или банк эти сроки нарушает. Поэтому считаю, что не будет лишним напомнить заказчику (банку) о необходимости вернуть (разблокировать) ваши деньги. Для этого вам нужно направить в адрес заказчика (банка) соответствующее письмо. Образец такого письма вы можете скачать здесь.

1.6 Ответственность заказчика (банка) за несвоевременный возврат обеспечения заявки

В случае просрочки исполнения заказчиком или банком обязательств по своевременному возврату денежных средств или прекращению их блокирования участник закупки, в том числе признанный поставщиком (подрядчиком, исполнителем), вправе потребовать уплаты пеней.

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного в соответствии со ст. 44 44-ФЗ срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка РФ от не возвращенной в срок суммы или от суммы, блокирование которой должно быть прекращено (ч. 28 ст. 44 44-ФЗ).

1.7 Случаи невозврата обеспечения заявки по 44-ФЗ

Согласно ч.15 ст. 44 44-ФЗ возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, не осуществляется либо предъявляется требование об уплате денежных сумм по банковской гарантии или осуществляется перечисление заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств на счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, в течение 1 рабочего дня со дня включения информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) в соответствии со ст. 104 44-ФЗ в следующих случаях:

  1. уклонение или отказ участника закупки заключить контракт,
  2. непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных 44-ФЗ, до заключения контракта заказчику обеспечения исполнения контракта.

2. Обеспечение заявки по 223-ФЗ

Многие поставщики задаются вопросом: существуют ли требования к обеспечению заявок при участии в закупках по 223-ФЗ?

Согласно ч. 25 ст. 3.2 223-ФЗ з аказчик ВПРАВЕ предусмотреть в Положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения.

При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен Положением о закупке заказчика в соответствии с 223-ФЗ).

Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств , предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным ГК РФ, за исключением проведения закупки в соответствии с о ст. 3.4 223-ФЗ (закупки в электронной форме на ЭТП среди СМСП).

Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки самостоятельно .

3. Кредит на обеспечение тендерной заявки

Как мы уже рассмотрели с вами ранее, размеры обеспечения заявки колеблются в пределах от 0,5% до 5% НМЦК. Цены контрактов бывают разные, соответственно и размеры обеспечения могут быть, как маленькими, так и достаточно большими. Поэтому организации, часто участвующие в торгах, сталкиваются с одной и той же проблемой — отсутствием свободных оборотных средств. Если в качестве обеспечения заявок использовать лишь денежные средства, то количество закупок, в которых поставщик одновременно может принять участие, будет лимитировано размером его свободных средств. Изъять деньги из оборота организации на срок от нескольких дней до нескольких месяцев для большинства участников бывает весьма затруднительным.

В такой ситуации поставщик стоит перед сложным выбором, либо изъять из оборота необходимую сумму для обеспечения, либо отказаться от участия в закупке. Но существует и альтернативный вариант – взять тендерный займ или тендерный кредит на обеспечение заявки.

Однако тендерный займ имеет ряд преимуществ перед кредитом. Если предоставление тендерного кредита осуществляется только кредитной компанией (банком), то тендерный займ может выдать любая микрофинансовая организация.

Взять тендерный кредит можно, как непосредственно в самом банке, так и обратившись за помощью к брокеру. Брокер, как правило, получает за свои услуги такой же процент, что и банк. Однако получение кредита на обеспечение тендерной заявки через брокера занимает значительно меньше времени, нежели через банк. По сути брокер является посредником между участником и банком, и берет на себя часть работы (проверка документов, оформление кредита и т.д.), за что и получает свое вознаграждение от банка.

Еще один немаловажный момент — получить кредит на обеспечение заявки у брокера можно без внесения залога. В банках же внесение залога чаще всего является обязательным условием получения тендерного кредита, а также может потребоваться и открытие расчетного счета в этом банке.

По сроку договоренностей с банком тендерные кредиты могут быть двух видов:

  1. С возобновляемой кредитной линией. Такой кредит позволяет поставщику принимать участие сразу в нескольких закупках на протяжении установленного периода. Оформляя такой кредит, сроки и величина платежей оговариваются сразу, новые платежи будут предоставлены лишь после того, как предыдущие будут погашены.
  2. Единоразовые. Этот вид тендерного кредита дает возможность поставщику принять участие только в одной закупочной процедуре, заранее обговоренной. В случае соблюдения всех установленных обязательств перед банком, получение последующих кредитов для поставщика будет происходить значительное быстрее (в течение 3-4-х дней) и на более выгодных условиях.

Решение банка о выдаче кредита занимает 1-3 дня. Ставка по тендерным кредитам варьируется в пределах 14-21% годовых. Срок кредита — до 90 дней. Пакет документов необходимых для получения кредита включает в себя финансовую отчетность за год, справку об отсутствии задолженностей, анкету-заявку и реквизиты тендера, в котором планируется участие (или ссылку на него). Перечень необходимых документов, а также остальные условия выдачи кредита в различных банках могут отличаться.

Подводя итог вышесказанному можно сказать, что кредит (займ) на обеспечение тендерной заявки является отличным инструментом, позволяющим одновременно принимать участие в нескольких тендерах без ущерба для основной деятельности поставщика.

На этом моя обзорная статья подошла к концу. Если материал был вам полезен, то ставьте лайки и делитесь им со своими друзьями и коллегами в социальных сетях. Ну а я желаю вам удачи и новых побед! До встречи в следующих выпусках.

Смотрите видео: Обеспечение контракта Как уйти от обеспечения контракта Госзакупки 2018 Тендерные продажи (October 2019).