Вопросы к Юристу

Строгое наказание за неповиновение сотруднику полиции

Существует статья КОАП РФ, которая подробно описывает, что грозит гражданину за подобные действия. По данной статье, прописанной в КОАП РФ, лицо, не подчинившееся полиции, будет привлечено к административной ответственности.

Стоит отметить, что статья говорит не только о сотрудниках полиции, но и о других службах, проводящих охранную и контрольную деятельность: ФСБ, нацгвардии, государственной охране, военнослужащих и т.д. Статья содержит две части, посвященные полиции, в первой из которых говорится наступлении ответственности в случае, когда гражданин своим неподчинением мешает сотруднику правоохранительных органов в исполнении его обязанностей по поддержанию общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Не остановился по требованию сотрудника ГИБДД, последствия и штрафы.

Если машина не остановится, возможно ее преследование с применением специальных средств.

Кроме того, иногда инспектору требуется срочная помощь, например, в качестве понятого, или в городе объявлены мероприятия по задержанию преступника с ориентировкой на машину, похожую на вашу. По новым правилам остановка для обычной проверки документов возможна только на стационарных постах, но часто такие проверки устраивают на дорогах, ссылаясь на наличие ориентировок. Ответственность за неостановку по требованию инспектора предусмотрена ч.

Невыполнение законного требования сотрудника полиции

О каждой из форм будет подробно рассказано далее. В Кодексе об административных нарушениях права (далее КоАП) имеется статья 19.3. В части 1 этой статьи речь идет о штрафных санкциях за неповиновение сотрудникам полицейской структуры, которые предъявляли к гражданину законные требования.

Здесь стоит отметить:

  1. намеренное создание любых препятствий сотруднику правоохранительной структуры при осуществлении последним своих профессиональных обязанностей.
  2. отказ со стороны гражданина выполнять законные и обоснованные распоряжения представителя полиции, если последний занят охраной общественного порядка и безопасности,

Таким образом, любой отказ гражданина удовлетворить легальные требования полицейского при выполнении последним своих должностных функций будет расцениваться как нарушение права.

Сопротивление сотрудникам полиции при задержании

Если вы сами разбираете свой случай, связанный с сопротивлением при задержании, то вам следует помнить, что:

  1. Все случаи уникальны и индивидуальны.
  2. Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.
  3. Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.

Административная ответственность Согласно ст.

Статья 30. Гарантии правовой защиты сотрудника полиции

Меры государственной защиты применяются также в отношении близких родственников сотрудника полиции, а в исключительных случаях — в отношении иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудника полиции либо принуждения к изменению ее характера, а также из мести за указанную деятельность.

1. Прямыми начальниками являются лица, которым сотрудники полиции подчинены по службе, в том числе временно.

Ближайший к подчиненному прямой начальник сотрудника полиции является его непосредственным начальником (ч. ч. 1 — 3 ст. 39 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1). Никто, кроме прямых и непосредственных начальников, не вправе вмешиваться в служебную деятельность сотрудников полиции.

Статья 19.3. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль

Утратила силу. 4. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов федеральной службы безопасности в связи с исполнением им служебных обязанностей, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток, на должностных лиц — от одной тысячи до трех тысяч рублей, на юридических лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

5. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов государственной охраны в связи с исполнением им служебных обязанностей по осуществлению государственной охраны и (или) поддержанию общественного порядка либо воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток, на должностных лиц — от одной тысячи до трех тысяч рублей, на юридических лиц — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Статья 318 УК РФ: невыполнение законных требований сотрудника полиции

Выражаться такое наказание может в двух формах: административной ответственности и уголовной.

О каждой из форм будет подробно рассказано далее.В Кодексе об административных нарушениях права (далее КоАП) имеется статья 19.3.

В части 1 этой статьи речь идет о штрафных санкциях за неповиновение сотрудникам полицейской структуры, которые предъявляли к гражданину законные требования. Когда наступает ответственность за представленное правонарушение? Здесь стоит отметить:отказ со стороны гражданина выполнять законные и обоснованные распоряжения представителя полиции, если последний занят охраной общественного порядка и безопасности,намеренное создание любых препятствий сотруднику правоохранительной структуры при осуществлении последним своих профессиональных обязанностей.

Права полицейского

Безусловно, для того чтобы можно было наказать лицо, не подчинившееся полицейскому, нужно убедиться, что последний действовал в рамках своих полномочий.

Круг полномочий сотрудника правоохранительных органов довольно обширен. Данные права предоставляются полицейским в соответствии с законом «О полиции». Там указано, что во время исполнения своих обязанностей, сотрудник полиции имеет право:

  1. Требовать предоставить удостоверение личности у граждан, которые проходят по подозрению на совершение того или иного правонарушения.
  2. Настаивать на прекращении нарушителем противоправных действий.
  3. Просить проехать в полицейский участок граждан, участвующих в уголовном разбирательстве, или же принудительно доставлять их туда.
  4. Требовать у физических лиц и организаций документы, необходимые следствию.
  5. Проводить допросы, обыски, досмотры в рамках административного и уголовно-процессуального законодательства.
  6. Доставлять граждан в алкогольном или наркотическом опьянении в медицинские учреждения.
  7. В целях самозащиты прибегать к использованию огнестрельного оружия или физической силы.
  8. А также осуществлять прочие действия, которые предписываются ему по закону.

Соответственно, при попытке помешать полицейскому в осуществлении его прав и обязанностей, лицо, совершившее такую попытку, будет наказано за неповиновение сотруднику полиции. Существует статья КОАП РФ, которая подробно описывает, что грозит гражданину за подобные действия.

Статья 19.3 КоАП

По данной статье, прописанной в КОАП РФ, лицо, не подчинившееся полиции, будет привлечено к административной ответственности.

Стоит отметить, что статья 19.3 КОАП РФ говорит не только о сотрудниках полиции, но и о других службах, проводящих охранную и контрольную деятельность: ФСБ, нацгвардии, государственной охране, военнослужащих и т.д.

Статья содержит две части, посвященные полиции, в первой из которых говорится наступлении ответственности в случае, когда гражданин своим неподчинением мешает сотруднику правоохранительных органов в исполнении его обязанностей по поддержанию общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Следующая часть содержит наказание за неподчинение полицейскому, который несет службу по поддержанию порядка в исправительных учреждениях.

Отдельный подпункт регулирует неповиновение сотруднику полиции, осуществляющему миграционный контроль.

Стороны конфликта и состав правонарушения

Данная статья рассматривает сотрудников полиции в качестве представителей власти, а значит лицо, проходящее по данной статье, может быть обвинено и в преступлениях против власти.

Ответственность по данной статье, как правило, наступает во время проведения другой операции по установлению правопорядка. Например, во время профилактики или пресечения тех или иных правонарушений, а также других действий, направленных на поддержание общественного порядка.

Объектом правонарушения в данном случае будет неповиновение распоряжению сотрудника полиции. Полицейским считается лицо, которое осуществляет государственную службу в органах внутренних дел и имеет присвоенное звание (от рядового до генерала). К полицейским также могут приравниваться следующие категории лиц:

  1. Курсанты и научные работники, участвующие в образовательном процессе в рамках учебного учреждения, принадлежащего к системе органов МВД.
  2. Граждане, которые были прикомандированы к государственным органам и к организациям в установленном Президентом РФ порядке.
  3. Лица, которые являются сотрудниками федеральной службы, относимой к системе внутренних дел, или к другой организации, также находящимся в ведении МВД.

Соответственно, сопротивление тем же сотрудникам ГИБДД обернется для нарушителя административной ответственностью, так как ГАИ относится к системе органов МВД,

Что касается объективной стороны преступления, то она имеет сложную структуру. Главным составляющим является неповиновение вышеуказанным лицам, которое может проявляться как в действии, так и в бездействии. Наличие каких-либо последствий не является значимым.

Кроме того, как уже отмечалось, требования полицейских должны быть законными. И наконец, лицо, вступившее в противоречие с полицейским, может понести наказание только в случае, если сотрудник полиции в данный момент находился при исполнении.

Субъектом правонарушения может выступать физическое лицо, достигшее возраста 16 лет.

Субъективную сторону будет составлять умысел в отказе подчиняться сотрудникам правоохранительных органов, которые осуществляют деятельность по несению службы и охране общественных отношений и общественного порядка.

Общественный порядок в данном случае подразумевает набор установленных в конкретном обществе правил поведения, а также моральные нормы, традиции и обычаи данного социума. Соответственно, охрана общественного порядка заключается в обеспечении возможности граждан осуществлять свои законные права, путем противодействия полицейскими возникновению всех видов правонарушений и преступлений.

Обеспечение общественной безопасности состоит в поддержании необходимого уровня безопасности граждан и государства от всякого рода конфликтов и злодеяний, а также во время чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Какие действия могут привести к ответственности

Отказ выполнять распоряжения сотрудника полиции может быть выражен в разных формах:

  1. Игнорирование просьб и замечаний полицейского.
  2. Прямой отказ выполнить распоряжение сотрудника полиции.
  3. Создание каких-либо условий, мешающих полицейскому исполнять свои должностные обязанности.
  4. Использование оскорблений или применение физической силы в отношении сотрудника правоохранительных органов.

В данном вопросе стоит четко разграничивать понятия неповиновения и сопротивления полиции.

Неповиновение законному распоряжению заключается в отказе исполнять требования сотрудника полиции, то есть такое действие (бездействие) носит пассивный характер.

Например, в случае, если водитель отказывается предоставить водительское удостоверение, или гражданин, подозреваемый в совершении преступления, отказывается проехать в отдел полиции для дальнейших разбирательств.

Сопротивление же состоит в применении каких-либо активных действий, направленных на то, чтобы помешать сотруднику МВД нести службу. Примером может послужить использование физической силы или же угроз в адрес полицейского.

Дело в том, что сопротивление сотруднику полиции уже будет рассматриваться как уголовное преступление и регулироваться в соответствии со статьей 318 УК РФ, которая предполагает гораздо более суровое наказание.

В любом случае, лучше всего не игнорировать просьбы сотрудников полиции, а тем более не пытаться оказать какого-либо рода сопротивление. Ведь если гражданин уверен, что он не совершал противоправных действий и требования полиции безосновательны, это вскоре прояснится, и обе стороны мирно разойдутся.

Ответственность за неповиновение

Если неповиновение сотруднику внутренних органов все же имело место быть, правонарушителю грозит следующее наказание:

  1. В случае, если неповиновение помешало полицейскому исполнять его должностные обязанности во время несения службы, преступнику может быть назначен штраф в размере от 500 до 1 тысячи рублей или арест до 15 суток,
  2. Такое же наказание назначается за неповиновение в отношении сотрудника полиции, исполняющего миграционный контроль.
  3. Аналогичное наказание применяется и в случае, если было оказано неповиновение законному распоряжению или требованию полицейского, несущего службу в пенитенциарном учреждении.

Всегда ли законны требования полицейского

Зачастую встречаются ситуации, когда сотрудники полиции не вполне правомерно действуют в отношении лица, к которому потом предъявляется обвинение в неповиновении.

Самым ярким примером может послужить просьба предоставить документы без разъяснения причин. А на вопрос гражданина, почему его документы требуют проверки, полицейские отвечают доставкой последнего в отделение и наложением административной ответственности.

Какие условия должны быть соблюдены, чтобы предъявление вопросов к гражданину со стороны полицейского считалось законным? Сотрудник полиции должен:

  1. Быть одет в соответствующую форму.
  2. Представиться и предоставить остановленному гражданину удостоверение сотрудника правоохранительных органов.
  3. Объяснить цель проверки документов или выполнения гражданином других требований.

Целью подобной остановки может быть:

  • cходство с нарушителем, разыскиваемым полицией,
  • cовершение гражданином противоправных действий,
  • отказ последовать в специализированное медицинское учреждение,
  • пресечение попытки самоубийства,
  • наличие явного психического расстройства у гражданина,
  • поиск лица, совершившего побег из психиатрической клиники.

Таким образом, если полицейский отказывается давать какие-либо комментарии задержанному гражданину, он действует незаконно. А значит при обнаружении этого факта, лицу, обвиненному в неповиновении полиции, возможно, удастся избежать наказания.

Заключение

В заключение стоит отметить, что подобные дела чаще всего решаются именно в пользу сотрудника правоохранительных органов. Однако порядочному гражданину не сложно избежать возникновения подобной ситуации. Необходимо адекватно ответить на просьбу полицейского и не провоцировать дальнейшее разбирательство.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

Полномочия сотрудников полиции

Неповиновение законному требованию сотрудника полиции карается по штрафами, административной или уголовной ответственностью. У работников правопорядка есть определенные обязанности и права. И как сотрудники полиции они имеют конкретные полномочия, положенные им по должности:

  • проверять документы человека, если появилось подозрение в его причастности к правонарушениям,
  • требовать от человека прекращения действий, которые нарушают закон,
  • в связи с расследованием дела приглашать либо принудительно доставлять граждан для допроса в полицию,
  • запрашивать документы у физических лиц либо организаций для расследования,
  • требовать покинуть место правонарушения,
  • посещать организации для ознакомления с документами, необходимыми для расследования,
  • применять физическую силу и огнестрельное оружие для пресечения сопротивления или самозащиты,
  • осуществлять законные действия (досмотры, допросы и т. д.),
  • доставлять в больницу граждан в алкогольном опьянении.

Административная ответственность

Она наступает при отказе выполнять требования сотрудников полиции или создании им препятствий в работе. В этом случае нарушитель закона может получить штраф или арест. Такая же ответственность предусмотрена и при сопротивлении представителям:

  • госнаркоконтроля,
  • уголовной исполнительной системы,
  • ФСБ,
  • миграционных органов.

Уголовная ответственность

За неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции может наступить ответственность уголовного характера согласно ряду статей УК РФ. Она наступает при публичном оскорблении работников правоохранительных органов во время выполняемой ими работы. Более строгое наказание грозит за насилие или его угрозу.

Уголовная ответственность также наступает за сопротивление сотрудникам правоохранительных органов при выполнении ими задержания. А также за хулиганские действия в отношении работников полиции.

Незаконные требования

За неповиновение сотруднику полиции (КоАП статья 19.3, часть 1) полагается наказание. Но работники правоохранительных органов не всегда действуют согласно своим полномочиям. И поэтому статья 19.3, ч. 1 вызывает больше всего споров. Полицейские иногда требуют документы для проверки без всяких оснований.

А если гражданин начинает спрашивать, зачем требуется паспорт, то полицейские вместо ответа доставляют его в отдел. А там уже составляется протокол о неповиновении.

За неповиновение сотруднику правоохранительных органов гражданина могут оштрафовать или применить другое административное наказание. И ситуация тут двоякая. Гражданин не сможет доказать, что разговаривал с представителями власти вежливо. А полицейские всегда могут утверждать, что действовали на законных основаниях. Например, что гражданин отказался пройти в отдел или похож на преступника, находящегося в розыске. И когда дело доходит до суда, он в основном принимает сторону полиции.

Как должна происходить проверка документов?

Неповиновение сотруднику полиции карается законом. Но работники полиции должны действовать строго по Уставу. Граждане РФ не обязаны постоянно носить с собой удостоверение личности. Поэтому такое требование полицейского будет незаконным. А значит, гражданин не несет никакой ответственности.

Самый распространенный случай задержания – проверка документов. В этом случае полицейский должен быть одетым в форму. Иметь служебное удостоверение и маршрутную или постовую карточку, на которой указывается место патрулирования и точное время дежурства. При остановке гражданина полицейский должен представиться, поздороваться, назвать свою должность, Ф. И. О. и причину проверки документов. И по просьбе гражданина представить ему свое служебное удостоверение, разъяснить основания для проверки документов:

  • гражданин похож на фоторобот нарушителя, находящегося в розыске,
  • лицо совершило побег или скрывается от наказания,
  • гражданин уклоняется от принудительных медицинских мер или посещения специализированного лечебного учреждения,
  • лицо пытается проникнуть на охраняемую территорию,
  • при попытке самоубийства гражданина или ярко выраженном психическом расстройстве,
  • поиск лиц, сбежавших из психиатрической больницы,
  • есть требование выдачи иностранного гражданина в порядке, который предусмотрен действующим законодательством РФ.

Штрафы за неповиновение

Если гражданин не выполняет распоряжение полиции, или мешает ей осуществлять свои обязанности, за это предусмотрены штрафные санкции в размере от пятисот до тысячи рублей. Либо лицо может быть помещено под арест до пятнадцати суток. Вид наказания определяет мировой судья во время рассмотрения дела.

Тяжесть наказания зависит от отягчающих или смягчающих обстоятельств (состояние аффекта, опьянения и т. д.). За оскорбление полицейского может быть назначен штраф в размере 40000 рублей или трехмесячной зарплаты.

За неповиновение сотруднику полиции и направленных на него угрозах и насилии могут быть назначены наказания:

  • крупный денежный штраф,
  • арест на полгода,
  • принудительные работы до 5 лет,
  • лишение свободы до 5 лет,
  • тюремным заключением до десяти лет (при нанесении ущерба здоровью или жизни).

За сопротивление сотрудникам полиции может быть назначен штраф до 1 млн рублей, принудительные работы (до семи лет) либо лишение свободы на этот же срок. Если водитель отказался подчиниться и остановиться по требованию работников правоохранительных органов, то нарушителю полагается штраф от 500 до 800 руб. За неповиновение сотруднику полиции (КоАП РФ статья 12.25) и отказе предоставить по требованию автомобиль, нарушитель должен заплатить пятьсот рублей.

Сопротивление и неповиновение – в чем разница?

За сопротивление или неповиновение сотруднику полиции может наступить административная или уголовная ответственность. Учитывается «характер» действий человека. Неповиновение – это отказ выполнять требования полицейского. Такие действия являются пассивными.

И за это полагается привлечение нарушителя к административной ответственности. А сопротивление – целенаправленные и предумышленные действия с применением физической силы (драка с применением кулаков, посторонних предметов и т. д.). За это полагается наказание намного строже.

Комментарий к Ст. 19.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Неповиновение законным требованиям и распоряжениям представителей власти (полиции, органа или учреждения уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральной службы безопасности и государственной охраны и др.) является серьезным правонарушением, подрывающим основы управления в государстве, правопорядок и общественную безопасность.

Важно то, что неповиновение законным требованиям представителей власти препятствует исполнению возложенных на них нормативными правовыми актами полномочий, а также предусмотренных законом обязанностей в отношении граждан, общества и государства. Существует прямая взаимосвязь между совершением лицом административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, и последующих более общественно опасных деяний, квалифицируемых в качестве преступлений против представителей власти (ст. ст. 317, 318, 319 УК РФ).

Привлечение к административной ответственности за данное правонарушение происходит в связи с совершением лицом другого правонарушения (например, воспрепятствование в применении меры процессуального обеспечения по делу об административном правонарушении), проведением оперативных мероприятий по выявлению и пресечению административных правонарушений и преступлений (отказ предъявить документы или проследовать в отделение полиции), осуществлением других профилактических мероприятий, направленных на обеспечение общественной безопасности и правопорядка (отказ от прохождения личного досмотра).

2. Объектом правонарушения является порядок управления в сфере деятельности уполномоченных должностных лиц правоохранительных органов по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности, а также выполнению иных служебных обязанностей.

Непосредственный объект - неповиновение законному распоряжению или требованию следующих уполномоченных должностных лиц:

- сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы,

- сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,

- сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции,

- сотрудника органов федеральной службы безопасности,

- сотрудника органов государственной охраны в связи с исполнением указанными лицами служебных функций (служебных обязанностей).

3. При квалификации правонарушений, установленных комментируемой статьей, необходимо определить статус лица, которому оказывается неповиновение.

4. В соответствии с Законом о полиции полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел - МВД России. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (подразделения полиции).

Согласно ст. 25 указанного Закона сотрудником полиции является гражданин РФ, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание (рядовой состав - рядовой полиции, младший начальствующий состав - младший сержант полиции, сержант полиции, старший сержант полиции, старшина полиции, прапорщик полиции, старший прапорщик полиции, средний начальствующий состав - младший лейтенант полиции, лейтенант полиции, старший лейтенант полиции, капитан полиции, старший начальствующий состав - майор полиции, подполковник полиции, полковник полиции, высший начальствующий состав - генерал-майор полиции, генерал-лейтенант полиции, генерал-полковник полиции, генерал полиции РФ).

К сотрудникам полиции также приравниваются:

- лица, находящиеся в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориального органа, организации, входящей в систему указанного федерального органа,

- прикомандированные лица к государственным органам, а также к организациям на условиях и в порядке, которые установлены Президентом РФ,

- курсанты, слушатели, адъюнкты, научно-педагогические работники, руководящий состав и иные сотрудники организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ среднего профессионального образования, высшего образования и (или) дополнительного профессионального образования и входящих в систему федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

5. Военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Законом о воинской обязанности и военной службе. К военнослужащим относятся:

1) офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту,

2) сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Важнейшую роль для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств играют Внутренние войска МВД России. Комплектование внутренних войск осуществляется путем поступления на военную службу по контракту, а также путем призыва на военную службу по экстерриториальному принципу.

В соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" уголовно-исполнительная система включает в себя:

- учреждения, исполняющие наказания,

- территориальные органы уголовно-исполнительной системы,

- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (ФСИН России).

В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства РФ могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

Согласно ст. 16 УИК РФ к учреждениям уголовно-исполнительной системы относятся: уголовно-исполнительная инспекция, исправительный центр, арестный дом, колония-поселение, воспитательная колония, лечебное исправительное учреждение, исправительная колония общего режима, исправительная колония строгого режима, исправительная колония особого режима, тюрьма, следственный изолятор.

К работникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, рабочие и служащие учреждений, исполняющие наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, федерального органа уголовно-исполнительной системы и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему.

Статус сотрудников уголовно-исполнительной системы регулируется Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 N 4202-1. Данное Положение действует до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе Минюста России.

Следует обратить внимание на Приказ ФСИН России от 19.12.2013 N 780, которым утвержден Перечень должностных лиц учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

Указом Президента РФ от 05.06.2003 N 613 "О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ" определено, что сотрудниками органов наркоконтроля являются граждане, проходящие службу в органах наркоконтроля, которым в установленном порядке присвоены специальные звания. Сотрудники могут проходить службу не на должностях в ФСКН России и ее территориальных органах в случае: нахождения в распоряжении органов наркоконтроля, нахождения за штатом, прикомандирования к федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ и организациям. Сотрудникам выдаются служебные удостоверения и служебные знаки.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2012 N 711 "О вопросах Федеральной миграционной службы" уполномоченным государственным органом, осуществляющим функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции, является ФМС России.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 13.11.2012 N 1162 "Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции" государственный контроль осуществляется ФМС России и ее территориальными органами при участии МВД России и его территориальных органов в соответствии с установленной компетенцией.

Таким образом, миграционный контроль (надзор) осуществляется должностными лицами подразделений ФМС России и органов внутренних дел РФ посредством проверки исполнения требований миграционного законодательства РФ гражданами и организациями.

В соответствии с Федеральным законом от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" этот орган исполнительной власти определен как единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности РФ.

К органам федеральной службы безопасности относятся: федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности (ФСБ России), управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам РФ (территориальные органы безопасности), управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках), управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы), другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности (другие органы безопасности), авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные и научные организации, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские подразделения и организации, военно-строительные подразделения и иные организации и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.

Органы федеральной службы безопасности комплектуются военнослужащими, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками. Военнослужащие органов федеральной службы безопасности, проходящие службу по контракту, а также федеральные государственные гражданские служащие органов федеральной службы безопасности и работники органов федеральной службы безопасности, назначенные на должности военнослужащих, являются сотрудниками органов федеральной службы безопасности (ст. 16 указанного Закона).

К органам государственной охраны относятся федеральный орган исполнительной власти в области государственной охраны, а также подразделения федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, осуществляющие отдельные полномочия указанного органа, и военные образовательные учреждения профессионального образования федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны (ст. 12 Федерального закона от 27.05.1996 N 57-ФЗ "О государственной охране").

В соответствии с Указом Президента РФ от 07.08.2004 N 1013 "Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации" ФСО России является федеральным органом исполнительной власти в области государственной охраны, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, связи для нужд органов государственной власти, а также функции по информационно-технологическому и информационно-аналитическому обеспечению деятельности Президента РФ, Правительства РФ, иных государственных органов.

Сотрудники органов государственной охраны (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), а также лица из числа гражданского персонала, назначенные на воинские должности, являются сотрудниками органов государственной охраны.

6. Объективная сторона данного правонарушения имеет сложную структуру.

- Во-первых, необходимым элементом является совершение неповиновения уполномоченному должностному лицу. Неповиновение может выражаться в совершении как активных действий, так и бездействия. При этом не имеет значения наступление каких-либо последствий (формальный состав).

- Во-вторых, распоряжения и требования уполномоченных лиц должны быть законными. Это означает, что действия должностных лиц производятся в точном соответствии с законом, регламентирующим деятельность соответствующих государственных органов и их должностных лиц, а также иных государственных учреждений. Например, сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства (ст. 6 Закона о полиции). При этом всякое ограничение прав свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

- В-третьих, распоряжения и требования должны издаваться в рамках исполнения служебных функций (служебных обязанностей). Служебные функции, т.е. соответствующие права и обязанности уполномоченных должностных лиц, закрепляются в федеральных законах, подзаконных нормативных правовых актах, регулирующих порядок реализации властных полномочий, в административных регламентах осуществления государственных функций и в служебных регламентах.

7. Субъектами данного административного правонарушения являются физические лица, достигшие 16-летнего возраста.

8. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.

9. В ч. 1 комментируемой статьи обязательным условием для привлечения к административной ответственности является неповиновение законному распоряжению или требованию, которое предъявляется сотрудником полиции, военнослужащим или сотрудником органа или учреждения уголовно-исполнительной системы, исключительно в связи с исполнением обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Также состав правонарушения образуется, если происходит воспрепятствование исполнению должностными лицами служебных обязанностей в целом.

Под общественным порядком следует понимать совокупность установленных в обществе и государстве правил поведения между людьми, общепризнанных и закрепленных в нормативных правовых актах, а также являющихся обычаями, традициями и нравственными нормами.

Обеспечение общественного порядка подразумевает деятельность уполномоченных должностных лиц по охране прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также общества и государства, в том числе путем борьбы с преступлениями и административными правонарушениями, установления режима законности в деятельности государственных и негосударственных структур.

Под общественной безопасностью понимается состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 4 Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 20 ноября 2013 г.).

Обеспечение общественной безопасности означает комплекс мероприятий, направленный на достижение и поддержание необходимого уровня защищенности прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций и общественных объединений, материальных и духовных ценностей общества от угроз криминального характера, а также повышение уровня защищенности населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а равно от террористических угроз.

В гл. 3 Закона о полиции закреплены основные обязанности и права полиции. Тем самым административное правонарушение будет считаться совершенным только в случае, если сотрудником полиции исполняются соответствующие обязанности и права, предусмотренные действующим законодательством РФ.

Права и обязанности военнослужащих аналогичным образом закреплены в соответствующих федеральных законах.

Сотрудники органа или учреждения уголовно-исполнительной системы руководствуются в своей деятельности прежде всего УИК РФ и Законом РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", а также другими нормативными правовыми актами.

10. В ч. 2 анализируемой статьи предусматривается административная ответственность за неповиновение гражданина законному распоряжению или требованию сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы, военнослужащего либо другого лица при исполнении ими обязанностей по обеспечению безопасности и охране этих учреждений, поддержанию в них установленного режима, охране и конвоированию осужденных (подозреваемых, обвиняемых).

При этом данная норма не распространяется на осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в уголовно-исполнительном учреждении, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержащихся под стражей в иных учреждениях.

Законные требования сотрудником могут предъявляться к гражданам с целью исполнения, например, Постановления Правительства РФ от 05.04.1999 N 366 "О порядке и условиях выполнения учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы функции конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу", Приказа Минюста России от 03.09.2007 N 178 "Об утверждении Положения о режимных требованиях на территории, прилегающей к учреждению, подведомственному территориальному органу уголовно-исполнительной системы", Приказа Минюста России от 25.01.1999 N 20 "Об утверждении Положения о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации".

11. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.3 КоАП РФ, может характеризоваться двумя различными действиями: неповиновение законному распоряжению или требованию либо воспрепятствование исполнения служебных обязанностей сотрудника органов наркоконтроля или ФМС России (МВД России).

Исполнение служебных обязанностей (функций) сотрудников наркоконтроля регулируется различными нормативными правовыми актами, в том числе административными регламентами. Например, Приказом ФСКН России от 02.11.2011 N 468 утвержден Административный регламент Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по исполнению государственной функции по проведению проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ.

Аналогичным образом регулируется исполнение служебных функций сотрудниками ФМС России и МВД России в сфере миграции. Например, порядок осуществления миграционного контроля (надзора) регулируется Постановлением Правительства РФ от 13.11.2012 N 1162 "Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции", также административными регламентами.

12. Часть 4 комментируемой статьи указывает на неисполнение законных распоряжений и требований сотрудника ФСБ России, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.

Основные права и обязанности сотрудников федеральной службы безопасности закреплены в Федеральном законе "О Федеральной службе безопасности". Кроме этого, необходимо учитывать административные регламенты, устанавливающие порядок исполнения функций государственного контроля и надзора в установленных сферах деятельности федеральной службы безопасности.

При этом положения данной части статьи (согласно примечанию) не распространяются на граждан в случае применения в отношении их мер профилактики в соответствии с названным Законом, таких как внесение представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности РФ, и объявление официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений (ст. 13.1 указанного Закона).

13. В ч. 5 ст. 19.3 КоАП РФ говорится о неповиновении законному распоряжению или требованию сотрудника федеральной службы охраны в связи с исполнением им служебных обязанностей по осуществлению государственной охраны и (или) поддержанию общественного порядка либо воспрепятствовании исполнению им служебных обязанностей.

В соответствии с Федеральном законом "О государственной охране" государственная охрана - это деятельность по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов, выполняемая в целях безопасного и беспрепятственного осуществления государственной власти в Российской Федерации исполнения международных обязательств РФ, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер. При этом объекты государственной охраны - это лица, подлежащие государственной охране в соответствии с действующем законодательством.

Под охранным мероприятием понимается совокупность действий, направленных на обеспечение безопасности объекта государственной охраны и осуществляемых органами государственной охраны самостоятельно или с привлечением сил и средств других государственных органов обеспечения безопасности.

Основные обязанности сотрудников этой службы закреплены в Положении о Федеральной службе охраны Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 07.08.2004 N 1013.

Какими правами наделена полиция?

Для начала стоит подробно рассказать про полномочия полиции, установленные законом. Согласно Федеральному закону "О полиции", все представители рассматриваемой структуры наделены рядом обязанностей и прав. Стоит выделить основные виды полномочий полицейских:

  • проверка документов граждан, если имеются конкретные подозрения в причастности к совершению правонарушений,
  • выдвижение требования покинуть место совершения преступления,
  • приглашение или принудительное доставление граждан в полицейский участок в связи с расследованием того или иного дела,
  • выдвижение требований прекратить совершение нарушающих закон действий,
  • применение физической силы и огнестрельного оружия в целях самозащиты или пресечения сопротивления,
  • доставление граждан, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, в больницу,
  • посещение отдельных организаций для ознакомления с документацией, необходимой для проведения расследования, а также запрос документов для расследования у обычных граждан.

Безусловно, это далеко не все функции и обязанности, которыми обладает представитель полицейской структуры. При этом наказания за невыполнение законных требований сотрудника полиции избежать не удастся. Выражаться такое наказание может в двух формах: административной ответственности и уголовной. О каждой из форм будет подробно рассказано далее.

Об административной ответственности за невыполнение законных требований сотрудника полиции

В Кодексе об административных нарушениях права (далее КоАП) имеется статья 19.3. В части 1 этой статьи речь идет о штрафных санкциях за неповиновение сотрудникам полицейской структуры, которые предъявляли к гражданину законные требования. Когда наступает ответственность за представленное правонарушение? Здесь стоит отметить:

  • отказ со стороны гражданина выполнять законные и обоснованные распоряжения представителя полиции, если последний занят охраной общественного порядка и безопасности,
  • намеренное создание любых препятствий сотруднику правоохранительной структуры при осуществлении последним своих профессиональных обязанностей.

Таким образом, любой отказ гражданина удовлетворить легальные требования полицейского при выполнении последним своих должностных функций будет расцениваться как нарушение права. При этом административная ответственность будет возложена на гражданина за невыполнение законных требований, как сотрудника полиции, так и представителей ФСБ, органов миграции, ФСКН и ФСИН.

О незаконных требованиях полицейских

Российская Федерация является государством с громадным количеством сотрудников полиции. Естественно, в любой "полицейской" стране нередким явлением будет нарушение сотрудниками правоохранительной области своих должностных обязанностей. Если с невыполнением законных требований сотрудников полиции все более-менее понятно, то что делать в ситуации, когда полицейский предъявляет не соответствующие официальным нормам требования? Последуют ли за неповиновение какие-то санкции?

Ситуация, надо сказать, довольно сложная. Самым частым нарушением со стороны сотрудников полиции является требование документов без всяких на то оснований. Зачастую простые граждане любят задать вопрос о причине такой проверки. Результат здесь почти всегда один: насильственное доставление в отдел полиции, где составляется протокол о неповиновении. Несложно догадаться, что доказательств у гражданина в подобной ситуации может быть не так уж и много. Полицейские же являются должностными лицами, а потому суд склонен доверять именно им, нежели простому гражданину.

Разрешение ситуации с незаконными требованиями

Вопреки распространенному мнению, в обязанности российских граждан не входит постоянное ношение с собой удостоверения личности. Гражданин не должен нести никакой ответственности в случаях, когда он не имеет возможности предъявить соответствующий документ сотруднику полиции.

Как должна быть реализована просьба полицейских предъявить документы? По закону, представитель правоохранительной системы обязан представиться и назвать четкую причину проверки документов. Если гражданин пожелает, то сотрудником должно быть показано удостоверение. Разъяснение о причине проверки должно носить примерно следующий характер:

  • лицо, по версии полицейского, могло совершить побег из места лишения свободы,
  • гражданин похож на нарушителя с фоторобота,
  • лицо проникло на частную или охраняемую территорию,
  • у гражданина могло быть замечено психическое расстройство и т.д.

Если же ситуация складывается не лучшим образом, и гражданин у "шьют" незаконное обвинение за неповиновение, то единственным и самым оптимальным вариантом будет обращение к проверенному адвокату.

Есть ли разница между неповиновением и сопротивлением?

Казалось бы, невыполнение законных требований сотрудника полиции по КоАП РФ или по УК - одно и то же нарушающее право деяние, в более или менее преступной форме. При этом юристы делят представленное понятие на два вида: сопротивление и неповиновение. Неповиновение, согласно утверждениям специалистов, носит пассивный характер. Это простой отказ подчиняться требованиям представителей органов, то есть нарушающее право бездействие. Как правило, именно за неповиновение выносится административный протокол невыполнения законных требований сотрудника полиции.

Если же речь идет о сопротивлении, то нужно указать на умышленные и целенаправленные действия, как правило, с применением физической силы. За это на виновных граждан возлагаются санкции по УК РФ, ст. 318 "невыполнение законных требований сотрудника полиции".

Об административных санкциях

За осуществление действий или бездействий, которые могли бы помешать сотруднику полиции реализовывать свои профессиональные обязанности, на гражданина будет возложен штраф в размере до 1 тыс. рублей. Несложно догадаться, что санкция эта прописана в КоАП РФ. Есть здесь и не самая приятная альтернатива - административный арест до 15 суток.

Во всех случаях дела будет решать судья первой инстанции - так называемый мировой судья. Районный же суд решает дела, связанные с уголовной ответственностью, о санкциях которой будет рассказано далее.

Об уголовных санкциях

Оскорбление полицейского, согласно статье 319 УК РФ, повлечет за собой штраф в размере 40 тыс. рублей или трехмесячной заработной платы. За неповиновение сотруднику правоохранительных органов, которое было расценено судебной инстанцией как преступление, могут быть назначены следующие наказания:

  • арест на полгода,
  • работы принудительного характера продолжительностью до 5 лет,
  • тюремное заключение до 10 лет,
  • особо крупные денежные штрафы.

В УК РФ, № 318 статье "невыполнение законных требований сотрудника полиции" говорится также о сопротивлении. Здесь штраф может достигать 1 млн. рублей, а принудительные работы могут составить семилетний срок - так же, как и тюремное заключение.

О полномочиях сотрудников ГИБДД

Гораздо чаще российские граждане вступают в контакт даже не с обычными полицейскими, а с сотрудниками ГАИ. Здесь также возможно такое явление, как невыполнение законных требований сотрудника полиции. Об остановке граждан представителями полицейской структуры ГИБДД и их полномочиях будет рассказано далее.

Согласно закону, сотрудник ГИБДД имеет право:

  • на проверку документов у граждан, которые могут быть причастны к нарушениям права,
  • на запрос документации для реализации проверок,
  • на обращение к прохожим с просьбой покинуть место нарушения права,
  • на сопровождение граждан в медицинские учреждения и т.д.

Когда сотрудник ГИБДД останавливает того или иного водителя, он обязан представиться, предъявить удостоверение и четко сформулировать свои требования.

Смотрите видео: Наказание за превышение полномочий (October 2019).