Вопросы к Юристу

Оперативное управление земельным участком

Объединение специализированных юристов +7 (499) 322-28-05 Записаться на консультацию Опишите ситуацию и получите бесплатный анализ перспектив Вашего дела в течении 30 минут Заказать

  1. Лица, которые не являются собственниками земельного участка, в то же время могут им пользоваться на различных правовых основаниях. На сегодняшний день благодаря нормам Земельного кодекса РФ наиболее распространенным форматом стала аренда. Но есть и другие формы пользования, например, право оперативного управления земельным участком. Данное понятие находится на стыке земельного права и хозяйственного. В большинстве случаев оперативное управление – это способ решить свои предпринимательские задачи с целью получения прибыли. Рассмотрим данный вопрос более детально. Земельный участок может передаваться из государственной или муниципальной собственности в оперативное управление различным предприятиям, учреждениям, организациям любой формы собственности. Несмотря на статус пользователя, такие субъекты имеют весьма обширный ряд прав, которые, тем не менее, не позволяют производить операции по продаже такой земли. Однако инициатива на проведение таких действий у субъекта все же есть. Кроме того, ограничения существуют и в других юридических действиях. Например, такую землю нельзя сдавать в аренду, передавать по различным гражданско-правовым договорам, использовать в качестве вклада в капитал организации. Оперативное управление подразумевает осуществление целенаправленной деятельности по получению предприятием прибыли. Но есть и функции по поддержанию объекта в нормальном состоянии, объективные действия по сохранению. Решение о передаче объекта в такой вид пользования принимается профильными органами государственной или муниципальной власти. Все этапы должны быть документально оформлены и соответствовать процедуре, прописанной в действующем законодательстве. Воспользуйтесь помощью юристов по земельным вопросам нашей фирмы. Они обязательно разберут каждую конкретную ситуацию и при желании клиента смогут предоставить полную правовую поддержку. Узнайте на нашем сайте: . Все статьи Земельное право Землеустройство Земля в собственности Земельный надзор Категории земель Позвоните нам: +7 (499) 322-28-05 Или на сайте, и мы свяжемся с вами Записаться на прием Место работы

Земельный участок предоставлен на праве оперативного управления

Внимание ЗК РФ, в постоянное (бессрочное) пользование.

При ответах на частные запросы специалисты Минфина также отмечают, что возникновение обязанности по уплате земельного налога зависит от наличия прав, перечисленных в п.

1 ст. 388 НК РФ. Таким образом, в отношении земельных участков, находящихся в оперативном управлении ФГУЗ, налогоплательщик отсутствует до момента предоставления собственником (Российской Федерации) указанных участков в постоянное (бессрочное) пользование.

необходимость оформления земельного участка под зданием, находящимся в оперативном управлении

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Религиозным организациям, имеющим в собственности здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются в собственность бесплатно.Религиозным организациям, имеющим в соответствии с федеральными законами на праве безвозмездного пользования здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются на праве безвозмездного срочного пользования на срок безвозмездного пользования этими зданиями, строениями, сооружениями.

9 Конституции России, п.2 ст.214 ГК государство и муниципальные образования могут иметь в своей собственности земельные участки. В соответствии с п.4 ст.214 ГК и п.3 ст.

215 ГК имущество, находящееся в муниципальной или государственной собственности, может закрепляться за унитарными предприятиями и учреждениями на правах хозяйственного ведения и оперативного управления.

Изложенного, к сожалению, нередко не замечают и российские правоприменительные органы.

Право оперативного управления отсутствует на земельный участок

Действующим российским законодательством определено, что земля может принадлежать юридическим лицам как на праве собственности, так и на основе других вещных прав. ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества.

Право на землю

Права хозяйственного ведения и оперативного управления земельными участками должны быть зарегистрированы в Едином государственном реестре прав в качестве недвижимости (ст. 131 ГК РФ).Внимание! Учреждения, получившие землю в хозяйственное ведение или оперативное управление, не имеют права распоряжаться ей по своему усмотрению.Термин “вовлечение земли в хозяйственный оборот“ подразумевает, в свете высказываний главы Минэкономразвития Г.А.

Грефа и вице-премьера России А.Д. Жукова, прежде всего возможность приватизации земельных участков.

Понятно, что учреждения, обладающие участками на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, решать вопросы о его выкупе не правомочны.Сегодня унитарные (муниципальные) предприятия ведут учет в соответствии с бухгалтерскими стандартами для коммерческих организаций.

Что такое оперативное управление имуществом?

Оно отличается от права собственности широтой правомочий.

Ограниченное вещное право подразумевает ситуацию, когда определенная вещь уже находится во владении у определенного человека, собственника, но находится во владении у другого лица. Права такого владельца довольно ограниченны, но часто возникают помимо воли собственника – за счет существования права следования (права следуют за вещью).

Право хозяйственного ведения определяется законом как производное от права собственности.

Оно прямо относится к вещному праву, а, точнее, к ограниченному его типу. Пользоваться этим правом может исключительно юридическое лицо.

Процедура здесь такова – все имущество, находящееся на хозяйственном ведении у государственного или муниципального учреждения, может быть по необходимости использовано.

Таким образом передается возможность владеть и распоряжаться имуществом.

Собственник, в данном случае, является главой предприятия.

Имущество в оперативном управлении бюджетного учреждения

Получается, что правомочие по распоряжению таким имуществом законом не ограничено.

Значит, в отношении иного имущества, за исключением недвижимого и особо ценного движимого, закрепленного за учреждением собственником, автономное и бюджетное учреждения выступают как частный собственник.

Таким образом, наряду с ограниченным вещным правом (правом оперативного управления) бюджетного и автономного учреждений возникает право частной собственности. У казенного учреждения отсутствует право распоряжения имуществом без согласия собственника.

Автономное, бюджетное и казенное учреждения вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, указанную в учредительных документах, для достижения целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям.

При этом доходы, полученные автономным или бюджетным учреждением от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение этих учреждений.

Правовая помощь юриста

Планируется возведения пристроя к зданию. Кто должен подавать заявление на получение разрешения на строительство — сама школа или управление муниципального имущества от имени администрации?

Устав поменяли и в нем прописали, что МБУ является правопреемником МУ. Надо ли нам менять свидетельство на право оперативного управления помещением, в котором указан МУ?

Оперативное управление земельным участком

396с. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления составляют особую разновидность вещных прав. Это — вещные права юридических лиц по хозяйственному и иному использованию имущества собственника. Они призваны оформить имущественную базу для самостоятельного участия в гражданских правоотношениях юридических лиц-несобственников, что невозможно в обычном имущественном обороте.

ЗК РФ, Статья

Если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления либо на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, такой земельный участок может быть предоставлен этим лицам в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

Необходимость оформления земельного участка под зданием, находящимся в оперативном управлении

Лица, которые не являются собственниками земельного участка, в то же время могут им пользоваться на различных правовых основаниях.

На сегодняшний день благодаря нормам Земельного кодекса РФ наиболее распространенным форматом стала аренда.

Но есть и другие формы пользования, например, право оперативного управления земельным участком. Данное понятие находится на стыке земельного права и хозяйственного.

Несмотря на статус пользователя, такие субъекты имеют весьма обширный ряд прав, которые, тем не менее, не позволяют производить операции по продаже такой земли.

Однако инициатива на проведение таких действий у субъекта все же есть.

Кроме того, ограничения существуют и в других юридических действиях. Например, такую землю нельзя сдавать в аренду, передавать по различным гражданско-правовым договорам, использовать в качестве вклада в капитал организации.

Оперативное управление подразумевает осуществление целенаправленной деятельности по получению предприятием прибыли.

Но есть и функции по поддержанию объекта в нормальном состоянии, объективные действия по сохранению.

Решение о передаче объекта в такой вид пользования принимается профильными органами государственной или муниципальной власти.

Право на земельный участок под зданием в оперативном управлении

В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные п.1 ст.36ЗК РФ (п.3 ст.35 ЗК РФ). На основании п.1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.

Законодательство применительно к унитарному предприятию О передаче земельного участка МУП и способах его приватизации

Согласно условиям запроса и устным пояснениям, рассматриваемое в запросе муниципальное унитарное предприятие (далее — МУП) основано муниципальным образованием, которое предполагает передать ему рассматриваемый земельный участок. В силу п. 1 ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) п.

1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ

«О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

(далее — Закон N 161-ФЗ) унитарным предприятием является коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником.

Операции по безвозмездной передаче (получению) недвижимого имущества

Безвозмездность – это передача имущества, денежных средств одним лицам со стороны других лиц без оплаты, бесплатно 1.

При этом производиться безвозмездная передача может в рамках внутриведомственных, межведомственных и межбюджетных расчетов.

В настоящей статье рассмотрен порядок отражения операций по безвозмездной передаче (получению) недвижимого имущества в учете казенных учреждений.

Договор передачи в оперативное управление

К договору прилагается акт о передаче и приеме имущества. в котором указывается полный перечень объектов, передаваемых в оперативное управление, с описанием технических характеристик, состояния и стоимости имущества.

Если в оперативное управление было передано помещение, то к договору прилагается копия поэтажного плана здания, в котором находится передаваемое помещение.

Если передается в оперативное управление здание целиком, то прилагается план всего здания и земельного участка на котором оно расположено.

Передача земельного участка в оперативное управление

Современная юридическая теория все большее внимание уделяет классификации юридических лиц.

В теории рассматривается несколько вариантов классификации юридических лиц. В зависимости от основания классификации юридические лица делятся на корпорации и унитарные, на частные и публичные и прочее.

Статья 50.1. Особенности распоряжения объектами культурного наследия, включенными в реестр, выявленными объектами культурного наследия, находящимися в государственной или муниципальной собственности (введена Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ) 1.

О передаче в доверительное управление земельного участка

По вопросу судьбы земельного участка, на котором расположено здание, находящееся в государственной собственности и передаваемое в доверительное управление, в юридической литературе и практике управления государственным и муниципальным имуществом высказаны различные мнения.

Таким образом, гражданское законодательство применимо к регулированию имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними постольку, поскольку иное не предусмотрено земельным законодательством.

Договор оперативного управления имуществом

При оперативном управлении, у юридического лица права на имущество ограничены. Предприятие, получившее недвижимость, имеет возможность лишь использовать ее в целях хозяйственной деятельности или производственной.

Данное соглашение заключается только по постановлению главы муниципального образования. Договор оперативного управления на недвижимость заключается между владельцем и юридическим лицом, берущим на себя ответственность по использованию данного имущества с максимальной эффективностью.

8. Постоянное право пользования земельным участком

Как и право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования возникает лишь на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п. 1 ст. 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются (п. 2 ст. 20). В то же время в соответствии с п. 3 ст. 20 право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется. Для юридических лиц это право сохраняется лишь до 1 января 2012 г., так как в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ они обязаны до указанного срока переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование. Данное право подлежит обязательной государственной регистрации в соответствии с Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии с п. 1 ст. 269 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование. Кроме того, данное лицо вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Открытый перечень возможных способов использования земельного участка приведен в п. 1 ст. 40 ЗК РФ.

Что касается правомочия распоряжения, то в соответствии с п. 4 ст. 20 ЗК данные лица не вправе распоряжаться этими земельными участками. Как отмечается в п. 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», после введения в действие ЗК РФ лица, обладающие земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе передавать его в аренду или безвозмездное срочное пользование, в том числе и при наличии согласия на это собственника земельного участка.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается по тем же основаниям, что и право пожизненного наследуемого владения.

Смотрите видео: Гражданское право. Лекция 11. Защита права собственности и иных вещных прав (August 2019).