Вопросы к Юристу

Закон о гражданстве Российской Федерации

13 декабря в Государственной Думе в ходе пленарного заседания состоялось голосование по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации».

Большие надежды на этот законопроект возлагали соотечественники, поскольку он являлся единственным законопроектом о гражданстве, который имел шанс быть принятым до Нового года и позволял сделать все, для уменьшения бюрократии при оформлении документов.

Важнейшие поправки, реально способствующие упрощению положения переселенцев и беженцев с Украины, и вообще российских соотечественников из-за рубежа, были предложены первым заместителем председателя Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константином Затулиным и его коллегами по Комитету.

Однако, они были отклонены Комитетом Госдумы по развитию гражданского общества, который являлся ответственным Комитетом по ведению этого законопроекта. Причиной такого решения стал отрицательный отзыв Правительства на данные инициативы.

Ниже приводим стенограмму обсуждения законопроекта:

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». Докладывает Сергей Анатольевич Гаврилов.

Гаврилов С.А., председатель Комитета ГД по развитию гражданского общества, делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция КПРФ.

Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, комитетом подготовлен к рассмотрению во втором чтении законопроект о гражданстве. Законопроект учитывает высказанные в Государственной Думе пожелания лидеров фракций в ходе обсуждения известного постановления по ситуации на Украине.

Законопроект предполагает предоставление Президенту Российской Федерации права в гуманитарных целях определять категории иностранных граждан, имеющих право на получение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке.

Нами подготовлены таблицы поправок к первому и второму чтению. Просим поддержать.

Хотел бы зафиксировать для протокола, что к таблице поправок, рекомендуемых к принятию, к таблице номер один, присоединился депутат Гильмутдинов Ильдар Ирекович.

И хотелось бы поблагодарить всех участников обсуждения, длительного обсуждения, все ваши предложения будут приняты или сейчас, или в ходе дальнейшего рассмотрения законодательства по миграционной политике.

Председательствующий. Спасибо, Сергей Анатольевич.

Сейчас, кто проголосует за, тоже присоединятся к таблице поправок.

Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок номер 1? Нет.

Ставлю таблицу поправок номер 1 на голосование.

Включите режим голосования.

Результаты голосования (12 час. 28 мин. 05 сек.)

Проголосовало за…………………. 346 чел…………… 76,9 %

Проголосовало против……………… О чел…………….. 0,0 %

Голосовало…………………………… 346 чел.

Не голосовало………………………. 104 чел…………… 23,1 %

Принимается таблица поправок.

Есть ли вопросы по таблице поправок номер 2? Есть.

Давайте тогда запись на крайний случай проведем.

Включите запись на вопросы.

Покажите результат… Запись.

Шперов Павел Валентинович.

Шперов П.В. Уважаемый Иван Иванович, прошу вынести на отдельное голосование поправку номер 1 из таблицы, предлагаемых к отклонению.

Председательствующий. Номер 1.

Затулин Константин Федорович.

Затулин К.Ф. Я поддерживаю просьбу депутата Шперова, и прошу вынести также на отдельное голосование поправку номер 5.

Так, ставлю на голосование таблицу поправок номер два, за исключением поправок номер 1 и номер 5.

Включите режим голосования.

Из зала. (Не слышно.)

Председательствующий. А мы сейчас… Авторство покажите.

Покажите результаты голосования.

Результаты голосования (12 час. 29 мин. 20 сек.)

Проголосовало за………………… 303 чел…………… 67,3 %

Проголосовало против……………. О чел…………….. 0,0 %

Голосовало………………………….. 303 чел.

Не голосовало……………………… 147 чел…………… 32,7 %

Принимается таблица поправок.

Поправка номер 1. Павел Валентинович Шперов, пожалуйста.

Шперов П.В. Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!

Дополнение статьи 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» частью 9 направлено на обеспечение доступа к гражданству Российской Федерации граждан Украины, законно находящихся на территории нашей страны более года, в том числе признанные беженцами, имеющие временное убежище и получившие разрешение на временное проживание или вид на жительство. Они получают возможность ходатайствовать о гражданстве Российской Федерации без требования о наличии вида на жительство, без подтверждения материального достатка и без подтверждения знания русского языка.

Что имеется в виду здесь? Я думаю, что многие из вас не знают, каким образом получаются данные справки, но в подтверждение справки о материальном достатке требуется, в том числе, получение справки из банка и выполнение целого ряда других требований, которые в принципе гражданину, находящемуся на территории Российской Федерации, достаточно сложно выполнить, тем более, если он является беженцем. И вряд ли в данной ситуации имеет смысл прибегать к таким мерам.

И то же самое касается знания русского языка. Но, как всем известно, подавляющее большинство граждан Украины, особенно те, которые претендуют на гражданство Российской Федерации, владеют русским языком в достаточном объеме для того, чтобы не только иметь возможность общаться, но и иметь возможность все-таки исполнять какие-то свои производственные функции.

Поэтому очень прошу поддержать данную поправку.

Мнение Комитета. Центральная трибуна.

Гаврилов С.А. Уважаемые коллеги, мы благодарны Павлу Валентиновичу за такую инициативу. Безусловно, должен сказать, что долгие годы у нас не принималось серьезных мер по защите прав соотечественников, и это первый закон, который по сути дела разблокирует ситуацию с упрощенным предоставлением гражданства.

По мнению Комитета, данная поправка не может быть принята, поскольку она не относится к концепции законопроекта. Она могла бы быть принята, и мы готовы вместе в продуктивном и таком душевном диалоге с администрацией президента и правительством, которые принимали участие в обсуждении данного законопроекта, рассмотреть в самое ближайшее время содержательно вашу инициативу вместе с другими подобного рода инициативами.

Коллеги, ставлю на голосование поправку номер 1. Комитет рекомендует ее отклонить.

Включите режим голосования. Покажите результаты.

Результаты голосования (12 час. 32 мин. 07 сек.)

Проголосовало за…………………… 84 чел……………. 18,7 %

Проголосовало против…………….. О чел…………….. 0,0 %

Не голосовало……………………… 364 чел…………… 80,9 %

Результат: не принято Отклоняется поправка.

Поправка номер 5. Константин Федорович Затулин. Затулин К. Ф. Уважаемые коллеги, я хочу обратить внимание на то, что было сказано уважаемым председателем комитета, что мы учли пожелания, высказанные в ходе обращения к парламентам других государств и с ситуацией на Украине. Как раз наоборот, ничего мы не учли, а просто-напросто даем президенту дополнительные полномочия, хотя, в принципе, он в них и так не нуждался, но худо от этого не будет.

Мы же предложили, депутаты – члены комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками, поправки, которые конкретно улучшают, не дожидаясь новых времен, положение миллиона с лишним, находящихся в России, беженцев с территории Украины.

Конкретно поправка номер 5, о чем она говорит. О том, что мы вносим в закон «О гражданстве», восстанавливаем первоначальный текст Послания Президента в 2012 году, в котором он говорил о людях, родившихся на территории Российской империи или Советского Союза. Когда включали это в законодательство в 2014 году, подменили слово «родившихся» словом «проживавших». И это гораздо сложнее доказать, если кто имел к этому отношение, проживание доказать гораздо сложнее, особенно если речь идет о третьем и более поколениях, чем рождение, которое указано в свидетельстве и в паспорте.

И второе, мы обращаем внимание, зачем-то в 2014 году ограничили рассмотрение носителей русского языка только теми, кто происходит с территорий, в современных границах Российской Федерации.

Мы хотим это снять, и просим президента определять перечень стран, на которых это тоже может распространяться. Мы таким образом в русле законопроекта расширяем или дополнительно, даем дополнительные возможности для президента.

Я не очень понимаю, почему комитет по гражданскому обществу это отвергает, при этом говоря о том, что мы все предложения учли.

Председательствующий. Мнение комитета, пожалуйста.

Гаврилов С.А. Уважаемые коллеги, я должен сказать, что, напомнить, что вопросы предоставления гражданства относятся к исключительной компетенции Президента Российской Федерации в соответствии с 89-й статьей Конституции, юбилей которой мы вчера отмечали.

И, конечно, вызывает безусловный интерес жгучее желание научить президента, как ему распоряжаться своими полномочиями, мне бы хотелось отметить следующее, что в соответствии с постановлением, которое мы обсуждали сегодня не так давно по Украине, было высказано пожелание, поручение провести консультации с администрацией президента и правительством, которые были проведены в оперативном порядке и на квалифицированном уровне, и мы отразили второе пожелание, вас, уважаемые депутаты и лидеры всех фракций, а именно, я зачитываю, значит, внести изменения в законодательство Российской Федерации по вопросу получения гражданами Украины российского гражданства в упрощенном порядке.

Вот текст, который мы предлагаем, он буквально, и я надеюсь, на квалифицированном уровне соответствует вашему поручению, и соответственно, поддержка администрации президента, правительства и всех лидеров фракций, она является, на ваш взгляд, этому залогом.

Что касается всех остальных проблем, ну мне сложно сказать, кто чего поменял в 2014 году, я, к сожалению, и наш комитет тогда не занимался этими вопросами, я думаю, это вопрос компетенции, обвинения подобного рода, все-таки это компетенция других ветвей власти и органов власти, но я должен сказать, что мы нацелены на эффективное и достаточно быстрое рассмотрение основных вопросов, и я надеюсь, что представители и президента, и правительства поддержат меня в этом вопросе по защите прав соотечественников.

Хотел бы также напомнить, что у нас есть ряд других законов о соотечественниках, вот, о беженцах.

Я думаю, что наши коллеги вместе с Константином Федоровичем в своем профильном комитете могли бы их также оперативно рассмотреть.

Комитет не поддерживает данную поправку.

Председательствующий. Спасибо. Ставлю на голосование поправку номер 5. Комитет предлагает ее отклонить. Включите режим голосования.

Результаты голосования (12 час. 36 мин. 20 сек.)

Проголосовало за…………………… 95 чел…………… 21,1 %

Проголосовало против…………….. 1 чел……………… 0,2 %

Не голосовало……………………… 354 чел…………… 78,7 %

Результат: не принято

Коллеги, все поправки рассмотрены. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования.

Результаты голосования (12 час. 36 мин. 45 сек.)

Проголосовало за…………………. 402 чел…………… 89,3 %

Проголосовало против…………….. О чел…………….. 0,0 %

Голосовало………………………….. 403 чел.

Не голосовало……………………….. 47 чел……………. 10,4 %

Принимается во втором чтении законопроект.

Центральную трибуну включите.

Гаврилов С.А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги!

В связи с особой важностью данной проблемы и остротой драматизма ситуации Комитет просит включить рассмотрение данного законопроекта в третьем чтении в порядок работы Государственной Думы на 18 декабря текущего года. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо, прошу учесть.

По ведению Сергей Владимирович Иванов. Пожалуйста.

Иванов С.В. Спасибо. Уважаемый Иван Иванович!

Сергей Анатольевич когда комментировал поправку нашего коллеги, депутата Шперова, сказал, что эта поправка меняет концепцию законопроекта. В соответствии с Регламентом такие поправки должны Комитетом включаться в таблицу номер 4.

Председательствующий. Спасибо. Прошу Комитет учесть это замечание.

Таким образом, ко второму чтению законопроект поступит в только редакции Правительства. Ниже публикуем отклоненные поправки Комитета по делам СНГ и пояснительную записку к ним:

Временное проживание иностранных граждан в РФ

Достаточно много внимания уделено в законе на 2019 год такому вопросу, как временное проживание иностранцев на территории РФ. При этом внимание акцентировано на оформлении такого важного документа, как РВП. Данная бумага представляет собой правовое подтверждение разрешения для мигранта или лица без наличия гражданства проживать на территории России вплоть до момента оформления ВНЖ. Оформление происходит путём проставления отметки в паспорте или любом другом документе, выданном в России и являющимся удостоверением личности.

Обращаться за оформлением ВП с подачей заявления в органы миграционной службы имеют право:

  • иностранцы, законно находящиеся в пределах РФ, которым уже есть 18 лет,
  • иностранцы, которые в данный момент проживают за пределами республики, достигли возраста 18 лет и обратились в консульство с данным заявлением лично,
  • жители Роcсии, имеющие российское гражданство и проживающие в стране, которые от своего имени желают получить РВП РФ для иностранца, которому ещё нет 18 лет, и он является недееспособным членом общества или инвалидом. Родители или опекуны в этом случае в обязательном порядке должны иметь один из собственных разрешительных документов: РВП, ВНЖ.

На выдачу РВП, согласно правилам законодательства, устанавливается ежегодная квота, предусматривающая определённый предел количества людей, которым можно оформить данное разрешение. Однако в некоторых случаях, при наличии веских причин разрешение может быть оформлено без учёта квоты.

Вместе с заявлением необходимо собрать и подготовить ещё ряд документов для предоставления в ФМС. Подача бумаг осуществляется непосредственно по месту своего проживания в орган исполнительной власти. Что касается срока, то он составляет 3 года и не подлежит продлению. В том случае, если за это время гражданин не успел оформить ВНЖ в России, а срок закончился, то из России ему придётся выехать.

С 01.01.2016 г. в закон были внесены поправки, в которых говориться о вменённых иностранным гражданам обязанностях в предопределённом порядке представить документальное подтверждение об уровне знания русского языка, истории страны и законодательной базы.

Что касается госпошлины, уплата которой предусматривается за осуществление выдачи РВП, то она на данный момент составляет 1600 рублей.

Общий порядок, предусматривающий приём в гражданство РФ

Статьёй 13 закона о получении гражданства предопределён общий порядок оформления данного документа. Согласно действующему законодательству РФ на 2019 год, иностранцы, которые уже достигли 18-летнего возраста, а также лица без гражданства могут ходатайствовать о получении гражданства на законных правах. При этом время постоянного проживания на российской территории должно составлять не менее 5 лет. В это время выезжать за пределы страны на учёбу или для проведения лечения можно только на 90 дней на протяжении всего года.

Проект федерального закона вменяет в обязанность мигрантам, которые приобрели российское гражданство следующие правила и действия:

  • неукоснительное соблюдение законодательства и Конституции РФ,
  • законно трудиться на предприятиях России и полностью обеспечивать себя материально,
  • в обязательном порядке обратиться в орган управления с заявлением об отказе от предыдущего гражданства,

В некоторых случаях, при определённых обстоятельствах, срок обязательного пребывания в стране, который составляет 5, может быть уменьшен.

В законе указан также контингент людей, имеющих основания получить гражданство без вышеперечисленных требований. К ним можно отнести тех, кто:

  • имел гражданство при Союзе,
  • состоял в браке с российским гражданином на протяжении минимум 3 лет,
  • на данный момент имеет своего или усыновленного ребёнка,
  • имеет признанные научные достижения, а также достижения в области науки и культуры,
  • является высококлассным квалифицированным специалистом по специальности, который востребован в РФ,
  • является политическим беженцем, ищущим убежища,
  • имеет прямого родственника с наличием российского гражданства, полученного в момент рождения,
  • является обладателем особых заслуг перед РФ.

Что касается порядка оформления и предоставления документов, то данный список рассматривается в каждом индивидуальном случае и зависит от причин, которыми обоснована необходимость приобретения гражданства РФ. В данный перечень уточнения вправе вносить уполномоченные работники миграционной службы на личной консультации.

Подача документов осуществляется в двух экземплярах: оригиналы просматриваются, сверяются и подлежат возврату, в то время как ксерокопии, которые должны быть в обязательно заверены нотариусом, включаются в пакет необходимых документов, прикладываются к заявлению и сдаются.

Само заявление должно быть написано только на русском языке, все остальные документы — тоже. В том случае, если их оригиналы заполнены другим языком, то они в обязательном порядке переводятся на русский язык и нотариально заверяются.Все бумаги до единой легализируются и признаются действительными в Российской Федерации.

Размер государственной пошлины на данный момент составляет 3500 руб.

Осуществление приёма в гражданство РФ по упрощённой процедуре

Статья 14 ныне действующего закона предусматривает получение гражданства по упрощённому порядку, если имеются для этого основания. Что касается общих требований, то они тоже могут отличаться в зависимости от сложившихся обстоятельств и жизненной ситуации. Во всяком случае, всем заявителям вменяется в обязанности:

  • проживать в стране постоянно, имея при этом ВНЖ,
  • быть зарегистрированными по месту жительства,
  • заниматься трудовой деятельностью на законных основаниях,
  • отказаться от предыдущего гражданства,
  • хорошо знать русский язык и иметь документальное доказательство, удостоверяющее этот факт. Это условие разрешается не выполнять иностранцам, а также лицам, у которых нет гражданства, являющихся инвалидами 1 группы или признанными недееспособными. К этой же категории относятся мужчины, перешагнувшие 65-летний рубеж и женщины, которым уже исполнилось 60 лет.

Если более детально разобраться, какие люди попадают под категорию имеющих возможность пользоваться данной привилегией, то вырисовывается следующая картина. Итак, принять гражданство России по упрощённой процедуре могут:

  • иностранцы при имеющемся родителе, постоянно проживающем в России и являющимся полноправным гражданином страны. При этом он должен быть зарегистрирован по месту основного проживания непосредственно в России,
  • бывшие граждане Советского Союза, которые проживали в странах Союза и не приобрели гражданства, оставшиеся, таким образом, лицами без гражданства.

Как в одном, так и в другом случае упрощённая схема оформления гражданства предусматривает приём заявления и всех прилагающихся к нему документов как в управлении российской миграционной службы, так и в отделениях соответствующих органах других стран. Стоит отметить, что подача заявления в учреждение на территории России от лиц, допущенных к получению ВНЖ по упрощённой процедуре, не предусматривает предоставление ВНЖ в России.

Кроме этого, существует ряд оснований, при которых подача заявления может быть осуществлена исключительно на территории РФ. Здесь как раз оформление ВНЖ и постоянной регистрации по месту проживания являются обязательными условиями. К данной категории людей можно отнести:

  • лиц, ранее имевших гражданство СССР, при том, что они являются уроженцами РСФСР,
  • лиц, заключивших браки с гражданами России и проживших совместно не менее 3 лет,
  • иностранных граждан, признанных нетрудоспособными, у которых имеются дееспособные дети, достигшие совершеннолетнего возраста с российским гражданством независимо от половой принадлежности,
  • гражданина другой страны — родителя или опекуна, у которого остался ребёнок с российским гражданством, в том случае, когда второй родитель умер, является лишённым родительских прав, ограничен в правах, недееспособен или имеет ряд ограничений в этом плане, признан безвестно пропавшим,
  • лиц, получивших образование в России, в том числе и профессиональное после 02.06.2002г. в российских заведениях или научных организациях, при этом параллельно имеют трехлетний трудовой стаж на территории страны. Обязательным условием при данном раскладе является получение образования согласно государственной программы, при условии наличия в дальнейшем государственной аккредитации,
  • лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, в пределах установленных российским правительством видов деятельности, минимум 3 года, а выручка за каждый год при этом должна быть не менее 10 000 000 руб.,
  • инвесторов, минимальный вклад которых равен или превышает 10% от всего уставного капитала юрлица, официально оформленного в России и осуществляющего свою деятельность на ее территории. Помимо этого, условия для инвесторов должны соответствовать следующим критериям: его уставной капитал не должен быть меньше 100 000 000 рублей, а уплаченные налоги и обязательные платежи в совокупности – 6 000 000 рублей в год. Анализ данных цифр берётся за 3 последних года, прошедших с момента инвестирования,
  • лиц, которые легально трудятся на российских предприятиях по специальности на протяжении 3 лет, если данные должности или специальности включены в перечень востребованных и пригодных для того, чтобы получить гражданство по упрощённой процедуре,
  • носителей русского языка, официально признанных специально созданной комиссией Федеральной миграционной службы, законно и постоянно проживающих на территории РФ с оформленным ВНЖ в России и регистрацией по месту жительства в данной стане.

Таким образом, знание закона даёт шанс реально воспользоваться получением российского гражданства по упрощённым правилам, что позволяет в значительной мере сэкономить время на сбор документов и их оформление.

Упрощенный порядок приёма в гражданство РФ для детей

Отдельное внимание в законе уделено приёму в гражданство РФ детей с возможностью воспользоваться упрощённой процедурой. К примеру, будет безоговорочно принято заявление со всеми прилагающимися к нему документами для приёма в гражданство в упрощённом порядке ребёнка от одного родителя, у которого уже имеется гражданство России, при обязательном условии, что второй родитель с этим согласен в независимости от того, гражданин он России или нет.

Все данные о детях, которые являются гражданами РФ обязательно заносятся в родительский документ. В свидетельстве о рождении ребёнка также отмечается факт наличия у него российского гражданства. В виде исключения ребёнку может быть оформлен заграничный паспорт РФ. Несмотря на то, что порядок сбора документов при оформлении упрощён, их перечень предопределён. Все бумаги должны быть собраны, оформлены надлежащим образом и лично заявителем представлены в Генеральное Консульство. Итак, на данный момент в список входит:

  • родительское заявление, составленное путём заполнения типового бланка по определённым правилам. В документе нельзя применять обозначения в виде аббревиатуры, сокращать слова, исправлять ошибки. Вся информация должна быть полной, ответы на вопросы — чёткими, а иностранные адреса при наличии таковых, написаны на русском языке. Заявление должно быть заполнено по типовой форме в двух экземплярах и подписано при уполномоченном лице из генерального консульства страны,
  • родительский загранпаспорт, копии всех страничек на которых есть персональные данные или записи. При этом родитель должен быть гражданином РФ. Данный документ во время подачи бумаг должен быть действующим,
  • отксерокопированная часть загранпаспорта с наличием записи о постановке на учёт в Генконсульство России в Сиднее,
  • оригинал и копия свидетельства о рождении ребёнка,

Пример свидетельства о рождении Украины

Помимо всех вышеперечисленных требований, управляющие органы вправе запросить и дополнительные бумаги, касательно уточнения гражданской принадлежности, семейного положения и ряда иных сведений, которые могут оказаться полезными для воспроизведения упрощённой процедуры.

Смотрите видео: Разбор законов о гражданстве РФ 62-ФЗ и 182-ФЗ (October 2019).